Сними ремень покрути червяк , сними червяк покрути колесо .
Если колесо вращается свободно без червяка а с червяком клинит - отрегулировать зазор между червем и колесом.
Если клинит само колесо , нужно его снять и шлифануть нулевкой посадочное месо на колесе и втулке на которой оно сидит .
Скорей всего при попытке включения при низкой температуре колесо обжало втулку на которой оно сидит и образовалась заусеница от какой- нибудь песчинки .
Все это можно сделать не применяя никаких спец приспособлений за пять минут .
Со снятым ремнем червяк крутится по-моему нормально: достаточно плавно, нагрузка меняется от положения телескопа, (кажется) есть небольшой люфт (уловить достаточно определено рукой тяжело, если есть, то совсем небольшой, но может это показатель не прижатого червяка?). Полный оборот не делал, но зажима где-то не почувствовал.
Меня как астронома приучили не трогать единственное место на телескопе - снимать-регулировать червяк. Но как скажешь, если надо, значит надо. Ну а какой он должен быть - проверять экспериментально. Нужны инструкции как это сделать, как плавно довести регулировку (имей ввиду, молотка у нас нет - плохая примета держать его при телескопе).
Не механик, поэтому не понял теорию с обжимом втулки, но проверить и шлифонуть могу, раз в этом может быть причина тормоза.
Из общих соображений, после двух дней кручений-верчений, думаю причина все таки не в зазоре и песчинке. Телескоп исходно никогда у нас не работал без сбоев. 1, 2, 3 сбоя-останова за ночь были всегда, чуть ли не каждую ночь. Чаще остановки были при перекладке.
И эта причина в общем-то понятна, известна - нет запаса мощности. Небольшой перегруз, и все, стоп!
Сейчас ситуация как бы усугубилось морозом с сильным северным ветром - движки даже сдвинуть телескоп не могли. И тут в любом случае всегда важно иметь идеально настроенную систему - как для лыжников, угадал со смазкой - будет отличный результат. Наверное надо перед зимой грязь, пыль, песок убирать? И еще вопрос - после замерзания-отмерзания зазор у червяка мог усугубиться?
Ну и получается, что если причина только в зазоре, тогда он исходно был "не тот"?
Но никаких же инструкций по эксплуатации и тех-обслуживанию (регулярность смены смазки, проверка зазора червяка и т.д.) не было получено. Как-то мы растянули ремень - теперь проверяем натяг при смене сезонов зима-лето. Т.е. учимся обслуживать на своих ошибках.