http://www.sbras.nsc.ru/news/detail.php?ID=3268Что могут научные короли? 29.05.2008
В конце прошлого года был утверждён новый устав РАН, разработка которого вызвала достаточно широкий резонанс и в научной среде, и в министерских кругах, и среди интересующейся вопросами развития российской науки общественности. Принятый устав практически не отличается от предыдущей версии. Главным образом он отражает лишь те нововведения, которые установил закон о науке в части правового статуса РАН и её подведомственных структур. В настоящей статье мы обозначим степени свободы академических учреждений, которые позволяют им функционировать в рамках рыночных отношений.
Согласно новому уставу (утверждён постановлением правительства РФ от 19 ноября 2007 года №785) Российская академия наук сохранила статус «учреждения», однако без определения «государственное», став государственной академией наук (далее — РАН, Академия). ГК РФ и закон об НКО не устанавливают такой формы некоммерческой организации, в которой сейчас функционирует РАН. Однако существование данной разновидности НКО не противоречит действующему законодательству, поскольку допускается возможность создания НКО в иных формах. (Понятие и правовой статус государственной академии наук сформулированы в ФЗ «О науке».)
Лишив РАН статуса «государственного учреждения», государство сняло с себя обязанность нести субсидиарную ответственность по её обязательствам перед третьими лицами.
Для ведения хозяйственной деятельности юридическое лицо должно обладать имуществом, которое может участвовать в обороте, и правами по его распоряжению; иметь возможность создавать другие юридические лица; иметь определённую финансовую самостоятельность; а если юрлицо предполагает получение прибыли, то оно должно иметь право заниматься предпринимательской деятельностью. Рассмотрим, какие из этих возможностей предоставлены РАН и подведомственным ей институтам.
Имущественные права РАНВ состав имущества РАН входит как федеральное (переданное Академии в оперативное управление в соответствии с реестром, утверждённым правительством РФ), так и приобретённое ею в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Единственным ограничением на её ведение является соответствие этой деятельности целям и задачам, определённым уставом РАН. Но так как спектр уставных целей у Академии достаточно широк, то и её возможности заниматься коммерцией на текущий момент практически не ограничены.
Доходы РАН от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое Академией за счёт таких доходов, поступают в её самостоятельное распоряжение и используются на достижение уставных целей (в том числе на решение социальных вопросов). Федеральный закон №63, утвердивший новую редакцию БК РФ, Новый устав предоставляет РАН достаточно широкие возможности для ведения хозяйственной деятельности, включая коммерческую. Её возможности заниматься коммерцией на текущий момент практически не ограничены вывел государственные академии наук из-под жёстких процедур получения разрешений на использование дополнительных внебюджетных доходов и их обязательный перевод в бюджет. В соответствии с названным законом до 1 января 2009 года РАН осуществляет свою деятельность в рамках БК РФ как бюджетное учреждение, а далее будет руководствоваться своим уставом. С 1 января 2009 года РАН также сможет открывать счета в кредитных организациях, а не работать только через казначейство, что значительно расширит её возможности по использованию внебюджетных средств.
Федеральное имущество, переданное РАН в установленном порядке, а также имущество, приобретённое за счёт средств федерального бюджета, не может направляться Академией на создание других юридических лиц (за исключением её подведомственных структур: научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы), а также быть предметом залога (обеспечения) по кредитам и займам или отчуждаться иными способами.
Перечень федерального имущества, предоставленного Академии государством, достаточно обширен. В его составе здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие Академии и подведомственных ей организаций, а также социальные потребности её работников (жилой фонд, иные объекты социальной сферы).
Несколько ограничены права РАН в отношении предоставленных ей земельных участков. Если ранее в уставе Академии было прописано, что земля закрепляется за нею в постоянное (бессрочное) пользование, то теперь этот вопрос поднят на уровень федерального земельного законодательства.
По-прежнему сохранено за РАН право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Данное решение принимается президиумом Академии и подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом (Росимуществом). Ограничение на это правомочие РАН может быть наложено ФЗ «О науке».
Таким образом, новый устав предоставляет РАН достаточно широкие возможности для ведения хозяйственной деятельности, включая её коммерческую составляющую.
Взаимодействие РАН с подведомственными организациямиИмея определённую финансовую самостоятельность и являясь получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для развития научной, производственной и социальной инфраструктуры, РАН уполномочена распределять финансирование и среди подведомственных ей структур. Её полномочия в данном вопросе подняты практически до ведомственного уровня.
По прежнему за Академией сохранены полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, закрепление за ними федерального имущества и контроль за эффективностью его использования, утверждение уставов организаций и назначение их руководителей. Подведомственные структуры РАН могут функционировать в статусе учреждения или ФГУПа. Их перечень и порядок учёта предоставляемого им федерального имущества утверждает правительство РФ.
Решение основных вопросов взаимодействия РАН с подведомственными структурами отнесены к компетенции её президиума. В частности, президиум правомочен:
- определять специализацию и основные направления работ подведомственных структур;
- определять численность работников, систему оплаты труда, а также основные направления расходования полученных бюджетных средств;
- утверждать распределение средств, выделяемых из федерального бюджета, между отделениями РАН, между региональными научными центрами Академии, научными и иными организациями, программами централизованных расходов Академии и фундаментальных исследований по наиболее перспективным направлениям в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, утверждаемой правительством РФ.
Степени имущественной свободы институтов РАНАкадемические институты, функционирующие в форме учреждений, получают федеральное имущество в оперативное управление. Соответственно, они сами не вправе распоряжаться имуществом, закреплённым за ними собственником (в лице РАН), а также приобретённым за счёт средств, выделенных им по смете, и продукцией, произведённой с использованием закреплённого за ними имущества и/или выделенных средств. Права по распоряжению получаемыми в институтах результатами интеллектуальной деятельности, при условии их финансирования за счёт бюджета, сосредоточены у РАН. А вот отдельными продуктами (правами на них), созданными институтами за свой счёт (или за счёт внебюджетного финансирования) при выполнении тех же НИОКР, но которые прямо не предусмотрены государственным контрактом, институты имеют право распоряжаться самостоятельно.
Доходы институтов РАН от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое ими за счёт таких средств, поступают в распоряжение институтов. По своим обязательствам они отвечают именно этими доходами, а при недостаточности этих средств субсидиарную ответственность несёт РАН. Таким образом федеральное имущество, предоставленное институтам РАН, выведено из-под опасности возможного перехода в частную собственность В состав интеллектуальной собственности института РАН могут входить объекты, права на которые переданы институту Академией, то есть исключительные права на которые закреплены за государством; результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках бюджетного финансирования, а также созданные за счёт внебюджетных источников результаты интеллектуальной деятельности, исключительные (неисключительные) права на которые принадлежат непосредственно институту.
Институты РАН наделены правом ведения предпринимательской деятельности, перечень видов которой определяется президиумом Академии и отражается в уставах этих организаций. Таким образом, степень свободы конкретного института в части осуществления им предпринимательской деятельности в первую очередь зависит от того, как детально она описана в его уставе и какие планы в отношении этого института имеет руководство РАН.
Доходы академических институтов от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое ими за счёт таких средств, поступают в самостоятельное распоряжение институтов и используются для достижения опять-таки уставных целей.
Именно этими видами доходов и имущества учреждения РАН отвечают по своим обязательствам. При недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по ним несёт РАН. Таким образом федеральное имущество, предоставленное институтам РАН, выведено из-под опасности возможного перехода в частную собственность.
В отношении сдачи в аренду временно не используемого федерального имущества и прав на земельные участки у институтов РАН такие же правомочия, как и у самой Академии.
Возможности коммерциализации разработок НИИОсновная часть научной деятельности института ведётся в соответствии с бюджетным сметным финансированием, в том числе в рамках исполнения государственных контрактов. По ним институт может выступать как головным исполнителем (с привлечением соисполнителей или без таковых), так и соисполнителем. Нас будет интересовать первый случай, поскольку именно у головного исполнителя локализуется максимальный объём прав на итоговый результат. Рассмотрим, какие взаимоотношения возникают в процессе создания научных результатов на базе академического института и их последующей коммерциализации.
В ходе выполнения госконтракта институт совместно с соисполнителями проводит комплекс работ, результатом которых достаточно часто является совокупный объект, включающий в себя в том или ином сочетании как охраноспособные, так и не подлежащие правовой охране объекты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, технические данные и информацию и пр.). При этом могут быть задействованы результаты интеллектуальной деятельности как самого института, так и третьих лиц (официальных соисполнителей по государственному контракту или иных лиц).
Государственным контрактом на выполнение НИР в обязательном порядке должно предусматриваться, за кем закрепляются права на созданные результаты: за РФ, совместно за РФ и исполнителем, или за исполнителем.
В соответствии с четвёртой частью ГК, если по госконтракту исключительное право на научное произведение закрепляется за РФ, то исполнитель обязан путём заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для последующей передачи РФ.
Академический иститут не имеет прав на учреждение хозяйственного общества, которое позволило бы ему выйти на рынок. Но такие права есть у его руководителей или иных заинтересованных лиц, которые могут влиять на принятие управленческих решений. Важно, чтобы взаимодействие академического института и вновь созданного юридического лица соответствовало нормам закона и было прозрачно для контролирующих органов Если по условиям госконтракта исключительное право на результат закрепляется за исполнителем, то он обязан по требованию государственного заказчика предоставить третьему лицу, на которое укажет госзаказчик, безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки для государственных нужд.
В случае закрепления исключительных прав совместно за исполнителем и РФ госзаказчик вправе предоставить третьему лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки для государственных нужд, уведомив об этом исполнителя.
Исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных сохраняются за исполнителем и в случае их создания при выполнении НИОКР, которые прямо не предусматривают создание данных объектов. Заказчик в данном случае приобретает без выплаты дополнительного вознаграждения простую (неисключительную) лицензию на использование таких объектов в рамках достижения целей, ради которых был заключён соответствующий договор.
Порядок распределения прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец аналогичен описанному выше. В частности, право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в случае выполнения государственного контракта принадлежит исполнителю (подрядчику), если госконтрактом не предусмотрено иное.
Подрядчик (исполнитель) должен уведомить в письменной форме госзаказчика о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Начиная с момента уведомления и в течение последующих шести месяцев, государственный заказчик имеет право подать заявку на выдачу патента на своё имя. Указанный срок является пресекательным, и если государственный заказчик этого не сделает в течение указанного срока, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик).
Выход на рынокДля дальнейшей коммерциализации готового результата необходимы полномочия по его распоряжению.
Во-первых, они могут следовать из договора о передаче институту исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе работ по государственному контракту (что находит своё отражение в его бухгалтерском и налоговом учёте, в охранных и правоустанавливающих документах), а также определяться с учётом всех условий, предусмотренных государственным контрактом, договорами с соисполнителями и правообладателями, уставом института, соглашениями с РАН о передаче/распоряжении имуществом. Необходимость учёта всех этих документов объясняется тем, что итоговый результат создаётся с использованием имущества и/или имущественных прав третьих лиц, включая средства федерального бюджета, которые могут налагать дополнительные ограничения на использование готового результата.
Во-вторых, если права на полученные результаты интеллектуальной деятельности закрепляются в совместное пользование за институтом-исполнителем и РФ, то институт определяет объём имеющихся у него прав на итоговый результат или появившиеся в ходе его создания компоненты опять-таки на основании условий, описанных выше, а также с учётом того, что, как учреждение, он не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником (в лице РАН), а также приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, и продукции, произведённой с использованием закреплённого имущества и/или выделенных средств. А вот отдельными продуктами (правами на них), созданными институтом за свой счет (или за счет внебюджетного финансирования) при выполнении тех же НИОКР, но которые прямо не предусмотрены государственным контрактом, институт имеет право распоряжаться самостоятельно.
Большинство результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках института, либо вообще не отражены на его балансе, либо отражены только с точки зрения бухгалтерского и налогового учёта, что не даёт детального представления о том, какой именно объём прав и на какой по составу объект интеллектуальной собственности закреплён за институтом
Однако на практике достаточно часто возникает ситуация, когда в силу отсутствия конкретизации в государственном контракте распределения прав на полученные результаты между исполнителем и РФ, а также общности технического задания и итогового акта сдачи-приемки, нет четкого понимания, какой продукт создан и кто является его правообладателем. В итоге готовый продукт не отражен на балансе как НМА ни у института, ни у государства.
Институт, таким образом, начинает использовать полученные в рамках бюджетного финансирования компоненты в коммерческих целях.
Например, практикуется следующая схема. Учреждается хозяйственное общество не самим институтом в силу отсутствия у последнего прав на такую процедуру, а его руководителями или иными заинтересованными лицами, имеющими влияние на принятие управленческих решений. В рамках нового юридического лица «инициируется» процесс разработки соответствующих продуктов, представляющих коммерческую ценность. Такое взаимодействие академического института и вновь созданного юридического лица будет и соответствующим нормам закона, и достаточно прозрачным для контролирующих органов.
Воспрепятствовать данной практике государство может или путем детализации в государственных контрактах и сопутствующей им документации процедур по распределению прав на полученные результаты и более четком описании итогового продукта как в техническом задании, так и в итоговых отчетах и актах сдачи-приемки.
Или другим способом, встав в поддержку институтам, и предоставив им больше полномочий по распоряжению полученными результатами интеллектуальной и научно-технической деятельности, а не предоставлять такие права только РАН.
Таким образом, академические институты могут вести разрешённую им РАН предпринимательскую деятельность и самостоятельны в распоряжении полученными от такой деятельности доходами и приобретённым имуществом (имущественными правами). Однако в силу сложившейся практики институты на данный момент находятся главным образом на бюджетном финансировании, а это подразумевает в большинстве случаев отсутствие у них прав по распоряжению полученными результатами, что влечёт финансовую несамостоятельность. Также академические институты ограничены в плане участия в хозяйственных обществах.
В материал внесены изменения 21.05.08
Марина Гордеева, для STRF.ru
Источник: STRF.ru