Общий раздел > Разное

Горький хлеб учёного

(1/92) > >>

Игорь:
Оклады за звание академикам в РФ будут повышены с 20 тыс. до 50 тыс. руб., сообщил в четверг премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Оклады за звание действующих членов академий повышаются до 50 тыс. руб., членам- корреспондентам и коллегам отраслевых академий — соответственно», — сказал Путин на встрече с президентом Российской академии наук (РАН) Юрием Осиповым.

«Мы обсуждали возможность и назревшую уже необходимость повышения окладов за звание действительных членов академии наук, членов-корреспондентов и соответствующих ваших коллег в отраслевых академиях», — отметил глава правительства.

По его словам, рассматривались разные варианты — от достаточно скромных до заметных и существенных, сообщает РИА «Новости».

«Я принял решение повысить по-максимуму», — сказал Путин.

Игорь:
http://www.sbras.nsc.ru/news/detail.php?ID=3268

Что могут научные короли?

29.05.2008  
В конце прошлого года был утверждён новый устав РАН, разработка которого вызвала достаточно широкий резонанс и в научной среде, и в министерских кругах, и среди интересующейся вопросами развития российской науки общественности. Принятый устав практически не отличается от предыдущей версии. Главным образом он отражает лишь те нововведения, которые установил закон о науке в части правового статуса РАН и её подведомственных структур. В настоящей статье мы обозначим степени свободы академических учреждений, которые позволяют им функционировать в рамках рыночных отношений.
Согласно новому уставу (утверждён постановлением правительства РФ от 19 ноября 2007 года №785) Российская академия наук сохранила статус «учреждения», однако без определения «государственное», став государственной академией наук (далее — РАН, Академия). ГК РФ и закон об НКО не устанавливают такой формы некоммерческой организации, в которой сейчас функционирует РАН. Однако существование данной разновидности НКО не противоречит действующему законодательству, поскольку допускается возможность создания НКО в иных формах. (Понятие и правовой статус государственной академии наук сформулированы в ФЗ «О науке».)

Лишив РАН статуса «государственного учреждения», государство сняло с себя обязанность нести субсидиарную ответственность по её обязательствам перед третьими лицами.

Для ведения хозяйственной деятельности юридическое лицо должно обладать имуществом, которое может участвовать в обороте, и правами по его распоряжению; иметь возможность создавать другие юридические лица; иметь определённую финансовую самостоятельность; а если юрлицо предполагает получение прибыли, то оно должно иметь право заниматься предпринимательской деятельностью. Рассмотрим, какие из этих возможностей предоставлены РАН и подведомственным ей институтам.

Имущественные права РАН
В состав имущества РАН входит как федеральное (переданное Академии в оперативное управление в соответствии с реестром, утверждённым правительством РФ), так и приобретённое ею в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

Единственным ограничением на её ведение является соответствие этой деятельности целям и задачам, определённым уставом РАН. Но так как спектр уставных целей у Академии достаточно широк, то и её возможности заниматься коммерцией на текущий момент практически не ограничены.

Доходы РАН от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое Академией за счёт таких доходов, поступают в её самостоятельное распоряжение и используются на достижение уставных целей (в том числе на решение социальных вопросов). Федеральный закон №63, утвердивший новую редакцию БК РФ, Новый устав предоставляет РАН достаточно широкие возможности для ведения хозяйственной деятельности, включая коммерческую. Её возможности заниматься коммерцией на текущий момент практически не ограничены вывел государственные академии наук из-под жёстких процедур получения разрешений на использование дополнительных внебюджетных доходов и их обязательный перевод в бюджет. В соответствии с названным законом до 1 января 2009 года РАН осуществляет свою деятельность в рамках БК РФ как бюджетное учреждение, а далее будет руководствоваться своим уставом. С 1 января 2009 года РАН также сможет открывать счета в кредитных организациях, а не работать только через казначейство, что значительно расширит её возможности по использованию внебюджетных средств.

Федеральное имущество, переданное РАН в установленном порядке, а также имущество, приобретённое за счёт средств федерального бюджета, не может направляться Академией на создание других юридических лиц (за исключением её подведомственных структур: научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы), а также быть предметом залога (обеспечения) по кредитам и займам или отчуждаться иными способами.

Перечень федерального имущества, предоставленного Академии государством, достаточно обширен. В его составе здания, сооружения, оборудование, приборы, суда научно-исследовательского флота, транспортные средства, средства связи и другое имущество, обеспечивающее деятельность и развитие Академии и подведомственных ей организаций, а также социальные потребности её работников (жилой фонд, иные объекты социальной сферы).

Несколько ограничены права РАН в отношении предоставленных ей земельных участков. Если ранее в уставе Академии было прописано, что земля закрепляется за нею в постоянное (бессрочное) пользование, то теперь этот вопрос поднят на уровень федерального земельного законодательства.

По-прежнему сохранено за РАН право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Данное решение принимается президиумом Академии и подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом (Росимуществом). Ограничение на это правомочие РАН может быть наложено ФЗ «О науке».

Таким образом, новый устав предоставляет РАН достаточно широкие возможности для ведения хозяйственной деятельности, включая её коммерческую составляющую.

Взаимодействие РАН с подведомственными организациями
Имея определённую финансовую самостоятельность и являясь получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для развития научной, производственной и социальной инфраструктуры, РАН уполномочена распределять финансирование и среди подведомственных ей структур. Её полномочия в данном вопросе подняты практически до ведомственного уровня.

По прежнему за Академией сохранены полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, закрепление за ними федерального имущества и контроль за эффективностью его использования, утверждение уставов организаций и назначение их руководителей. Подведомственные структуры РАН могут функционировать в статусе учреждения или ФГУПа. Их перечень и порядок учёта предоставляемого им федерального имущества утверждает правительство РФ.

Решение основных вопросов взаимодействия РАН с подведомственными структурами отнесены к компетенции её президиума. В частности, президиум правомочен:

- определять специализацию и основные направления работ подведомственных структур;

- определять численность работников, систему оплаты труда, а также основные направления расходования полученных бюджетных средств;

- утверждать распределение средств, выделяемых из федерального бюджета, между отделениями РАН, между региональными научными центрами Академии, научными и иными организациями, программами централизованных расходов Академии и фундаментальных исследований по наиболее перспективным направлениям в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, утверждаемой правительством РФ.

Степени имущественной свободы институтов РАН
Академические институты, функционирующие в форме учреждений, получают федеральное имущество в оперативное управление. Соответственно, они сами не вправе распоряжаться имуществом, закреплённым за ними собственником (в лице РАН), а также приобретённым за счёт средств, выделенных им по смете, и продукцией, произведённой с использованием закреплённого за ними имущества и/или выделенных средств. Права по распоряжению получаемыми в институтах результатами интеллектуальной деятельности, при условии их финансирования за счёт бюджета, сосредоточены у РАН. А вот отдельными продуктами (правами на них), созданными институтами за свой счёт (или за счёт внебюджетного финансирования) при выполнении тех же НИОКР, но которые прямо не предусмотрены государственным контрактом, институты имеют право распоряжаться самостоятельно.

Доходы институтов РАН от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое ими за счёт таких средств, поступают в распоряжение институтов. По своим обязательствам они отвечают именно этими доходами, а при недостаточности этих средств субсидиарную ответственность несёт РАН. Таким образом федеральное имущество, предоставленное институтам РАН, выведено из-под опасности возможного перехода в частную собственность В состав интеллектуальной собственности института РАН могут входить объекты, права на которые переданы институту Академией, то есть исключительные права на которые закреплены за государством; результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках бюджетного финансирования, а также созданные за счёт внебюджетных источников результаты интеллектуальной деятельности, исключительные (неисключительные) права на которые принадлежат непосредственно институту.

Институты РАН наделены правом ведения предпринимательской деятельности, перечень видов которой определяется президиумом Академии и отражается в уставах этих организаций. Таким образом, степень свободы конкретного института в части осуществления им предпринимательской деятельности в первую очередь зависит от того, как детально она описана в его уставе и какие планы в отношении этого института имеет руководство РАН.

Доходы академических институтов от предпринимательской деятельности и имущество, приобретённое ими за счёт таких средств, поступают в самостоятельное распоряжение институтов и используются для достижения опять-таки уставных целей.

Именно этими видами доходов и имущества учреждения РАН отвечают по своим обязательствам. При недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по ним несёт РАН. Таким образом федеральное имущество, предоставленное институтам РАН, выведено из-под опасности возможного перехода в частную собственность.

В отношении сдачи в аренду временно не используемого федерального имущества и прав на земельные участки у институтов РАН такие же правомочия, как и у самой Академии.

Возможности коммерциализации разработок НИИ
Основная часть научной деятельности института ведётся в соответствии с бюджетным сметным финансированием, в том числе в рамках исполнения государственных контрактов. По ним институт может выступать как головным исполнителем (с привлечением соисполнителей или без таковых), так и соисполнителем. Нас будет интересовать первый случай, поскольку именно у головного исполнителя локализуется максимальный объём прав на итоговый результат. Рассмотрим, какие взаимоотношения возникают в процессе создания научных результатов на базе академического института и их последующей коммерциализации.

В ходе выполнения госконтракта институт совместно с соисполнителями проводит комплекс работ, результатом которых достаточно часто является совокупный объект, включающий в себя в том или ином сочетании как охраноспособные, так и не подлежащие правовой охране объекты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, технические данные и информацию и пр.). При этом могут быть задействованы результаты интеллектуальной деятельности как самого института, так и третьих лиц (официальных соисполнителей по государственному контракту или иных лиц).

Государственным контрактом на выполнение НИР в обязательном порядке должно предусматриваться, за кем закрепляются права на созданные результаты: за РФ, совместно за РФ и исполнителем, или за исполнителем.

В соответствии с четвёртой частью ГК, если по госконтракту исключительное право на научное произведение закрепляется за РФ, то исполнитель обязан путём заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для последующей передачи РФ.

Академический иститут не имеет прав на учреждение хозяйственного общества, которое позволило бы ему выйти на рынок. Но такие права есть у его руководителей или иных заинтересованных лиц, которые могут влиять на принятие управленческих решений. Важно, чтобы взаимодействие академического института и вновь созданного юридического лица соответствовало нормам закона и было прозрачно для контролирующих органов Если по условиям госконтракта исключительное право на результат закрепляется за исполнителем, то он обязан по требованию государственного заказчика предоставить третьему лицу, на которое укажет госзаказчик, безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки для государственных нужд.

В случае закрепления исключительных прав совместно за исполнителем и РФ госзаказчик вправе предоставить третьему лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки для государственных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных сохраняются за исполнителем и в случае их создания при выполнении НИОКР, которые прямо не предусматривают создание данных объектов. Заказчик в данном случае приобретает без выплаты дополнительного вознаграждения простую (неисключительную) лицензию на использование таких объектов в рамках достижения целей, ради которых был заключён соответствующий договор.

Порядок распределения прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец аналогичен описанному выше. В частности, право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в случае выполнения государственного контракта принадлежит исполнителю (подрядчику), если госконтрактом не предусмотрено иное.

Подрядчик (исполнитель) должен уведомить в письменной форме госзаказчика о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Начиная с момента уведомления и в течение последующих шести месяцев, государственный заказчик имеет право подать заявку на выдачу патента на своё имя. Указанный срок является пресекательным, и если государственный заказчик этого не сделает в течение указанного срока, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик).

Выход на рынок
Для дальнейшей коммерциализации готового результата необходимы полномочия по его распоряжению.

Во-первых, они могут следовать из договора о передаче институту исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе работ по государственному контракту (что находит своё отражение в его бухгалтерском и налоговом учёте, в охранных и правоустанавливающих документах), а также определяться с учётом всех условий, предусмотренных государственным контрактом, договорами с соисполнителями и правообладателями, уставом института, соглашениями с РАН о передаче/распоряжении имуществом. Необходимость учёта всех этих документов объясняется тем, что итоговый результат создаётся с использованием имущества и/или имущественных прав третьих лиц, включая средства федерального бюджета, которые могут налагать дополнительные ограничения на использование готового результата.

Во-вторых, если права на полученные результаты интеллектуальной деятельности закрепляются в совместное пользование за институтом-исполнителем и РФ, то институт определяет объём имеющихся у него прав на итоговый результат или появившиеся в ходе его создания компоненты опять-таки на основании условий, описанных выше, а также с учётом того, что, как учреждение, он не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником (в лице РАН), а также приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, и продукции, произведённой с использованием закреплённого имущества и/или выделенных средств. А вот отдельными продуктами (правами на них), созданными  институтом за свой счет (или за счет внебюджетного финансирования) при выполнении тех же НИОКР, но которые прямо не предусмотрены государственным контрактом, институт имеет право распоряжаться самостоятельно.

Большинство результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках института, либо вообще не отражены на его балансе, либо отражены только с точки зрения бухгалтерского и налогового учёта, что не даёт детального представления о том, какой именно объём прав и на какой по составу объект интеллектуальной собственности закреплён за институтом
Однако на практике достаточно часто возникает ситуация, когда в силу отсутствия конкретизации в государственном контракте распределения прав на полученные результаты между исполнителем и РФ, а также общности технического задания и итогового акта сдачи-приемки, нет четкого понимания, какой продукт создан и кто является его правообладателем. В итоге готовый продукт не отражен на балансе как НМА ни у института, ни у государства.

Институт, таким образом, начинает использовать полученные в рамках бюджетного финансирования компоненты в коммерческих целях.

Например, практикуется следующая  схема.  Учреждается хозяйственное общество не самим институтом в силу отсутствия у последнего прав на такую процедуру, а его руководителями или иными заинтересованными лицами, имеющими влияние на принятие управленческих решений. В рамках нового юридического лица «инициируется» процесс   разработки  соответствующих продуктов, представляющих коммерческую ценность.  Такое взаимодействие академического института и вновь созданного юридического лица будет и соответствующим нормам закона, и достаточно прозрачным для контролирующих органов.

Воспрепятствовать данной практике государство может или путем детализации в государственных контрактах и сопутствующей им документации процедур по распределению прав на полученные результаты и более четком описании итогового продукта как в техническом задании, так и в итоговых отчетах и актах сдачи-приемки.

Или другим способом, встав в поддержку институтам, и предоставив им больше полномочий по распоряжению полученными результатами интеллектуальной и научно-технической деятельности, а не предоставлять такие права только РАН.

Таким образом, академические институты могут вести разрешённую им РАН предпринимательскую деятельность и самостоятельны в распоряжении полученными от такой деятельности доходами и приобретённым имуществом (имущественными правами). Однако в силу сложившейся практики институты на данный момент находятся главным образом на бюджетном финансировании, а это подразумевает в большинстве случаев отсутствие у них прав по распоряжению полученными результатами, что влечёт финансовую несамостоятельность. Также академические институты ограничены в плане участия в хозяйственных обществах.

В материал внесены изменения 21.05.08


Марина Гордеева, для STRF.ru
Источник: STRF.ru

Игорь:
http://nvo.ng.ru/concepts/2008-08-01/1_mo.html

Нужны ли ученые Министерству обороны?
Игорь Анатольевич Каляев - член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В выступлениях ответственных должностных лиц подчас сквозит озабоченность тем, что Россия может быть потеснена с лидирующих позиций по производству вооружений, если не принять неотложных мер по оздоровлению оборонной промышленности. Уже сейчас просматриваются отдельные направления, где возможно серьезное отставание отечественных образцов вооружения и военной техники от зарубежных аналогов по целому ряду характеристик.

БУМАЖНЫЙ МАРАФОН

Возможное отставание можно объяснить целым рядом причин: застойными процессами в оборонно-промышленном комплексе в 90-е годы прошлого века, уходом из производства по возрасту многих ведущих и опытных специалистов, сложными условиями для подготовки смены из-за крайне низкого уровня зарплаты…

Все это так. Но давайте задумаемся: во время и после Второй мировой войны страна находилась в еще более худших условиях, но тем не менее ВВТ, созданные в те годы, на порядки опережали продукцию иностранных производителей вооружений. Почему?

Да потому, что основу той военной техники составляли достижения отечественных ученых. Несмотря на тяжелое экономическое положение СССР, советское правительство находило возможности поддержать науку, обеспечить самые благоприятные условия для ее тружеников, минимизировать их «непроизводственную» деятельность. Все было организовано так, чтобы ученые занимались своим прямым делом, а не формальным бумаготворчеством. Результаты работы научных коллективов оценивались отнюдь не по количеству порожденных формуляров – по конкретным ТТХ, которые удается получить. Причем эти результаты мгновенно внедрялись в новые изделия практически с чистого листа, без кипы бюрократических согласований

Попробуйте все это сделать сейчас. Если бы нынешняя система, в которой новые образцы ВВТ разрабатываются и внедряются десятилетиями, существовала в те годы – ничего бы у нас не было. Тогда ученый стоял у вершины пирамиды, а в сегодняшней системе выполнения НИОКР в Министерстве обороны России он – просто лишнее, никому не нужное звено.

Давайте посмотрим, какие препоны необходимо в настоящее время преодолеть ученому для того, чтобы взяться за научное исследование в интересах военного ведомства РФ.

Сперва надо получить лицензию Федеральной службы безопасности на право работ с госсекретами. При этом специальные организации должны провести проверку структуры, где ученый должен трудиться, и оформить соответствующее заключение. На основании данного документа выдается лицензия ФСБ. При этом ученый подпадает под закон о гостайне, который накладывает целый ряд ограничений на возможности его выезда за рубеж.

Но обретение лицензии ФСБ – только начало процесса. Далее необходимо получить лицензию ФАП на право ведения разработок вооружений и военной техники. Это отдельная «песня», которая требует как минимум года различных хлопот и… «денег, денег, денег».

Наконец, лицензии имеются. Они дают основание для участия в конкурсе на выполнение НИР. Для чего требуется подготовить еще целую кипу бумаг…

ЦАРЬ И БОГ ДЛЯ УЧЕНОГО

Допустим, что ученому удалось все-таки выиграть этот конкурс. И вот тут начинается самое интересное – это работа с так называемым представителем заказчика (ПЗ). Институт ПЗ появился еще во времена Петра I, когда нужно было потратить недели и месяцы для того, чтобы добраться от столицы империи до другого города. Поэтому и возникла уникальная служба – «государево око», призванная следить за качеством изготовления оружия на удаленных от Санкт-Петербурга военных заводах.

Несмотря на то что за прошедшие 300 лет средства коммуникаций кардинально изменились и заказчик может сам прибыть для проверки результатов работ в любую точку страны в течение нескольких часов, служба ПЗ сохранилась. А, как известно, «если звезды зажигают, – значит, это кому-то нужно».

По идее представитель заказчика должен контролировать качество выполнения НИР. Однако он понимает это по-своему – его интересует вовсе не содержание и научная значимость полученных результатов, а как можно меньшая стоимость, а также наличие кипы формальных документов, которые в совокупности далеко не способствуют повышению качества проводимых исследований. Ученый должен согласовать с ПЗ трудоемкость работ и экономические нормативы (заработную плату, материалы, накладные и т.д.). При этом ПЗ смотрит на ученого как на вора, пытающегося украсть у Министерства обороны 10 копеек.

Из своих, понятных только ему соображений ПЗ может снизить трудоемкость научных (!!!) работ, как будто является самым крупным специалистом в данной предметной области. Он всеми силами пытается установить уровень зарплаты в несколько раз ниже, чем в среднем по стране, абсолютно не понимая, что «голодный» ученый не в состоянии эффективно трудиться. ПЗ принимает и оценивает результаты работы ученого, словно сам является более «крупным ученым», причем он запросто может срезать стоимость НИР на основе понятного только ему «метода сравнительного анализа» (непонятно с чем?).

Несовершенство системы особенно наглядно проявляется в случае, когда заказчик принимает работу на высоком научно-техническом уровне, а ПЗ утверждает, что она по каким-то формальным причинам либо не выполнена, либо выполнена с низким качеством (и таких примеров масса). То есть ПЗ не представляет интересы заказчика, а подменяет его. И по сути является более «главным», чем сам заказчик.

В общем ПЗ – это «царь и бог», который волен творить с ученым все, что ему заблагорассудится. Ученый же должен стоять по стойке смирно и спрашивать: «Чего изволите?» Понятно, что все это создает хорошую почву для коррупции. Особенно смешно все это выглядит, когда ПЗ начинает учить членов Российской академии наук, как нужно вести исследовательскую работу и нормировать трудоемкость их научного труда.

Здесь имеет место еще одна парадоксальная ситуация. Если ученые находятся в штатах бюджетных организаций, к которым относятся, в частности, вузы и учреждения РАН, то они по закону не имеют возможности брать кредиты. И что получается? Ученому заплатили 30% аванса от стоимости НИР (или этапа). А откуда он может взять остальные 70% средств, необходимых для выполнения работы? Да ниоткуда. Следовательно, ученый должен трудиться бесплатно, уповая на то, что по завершении работы с ним рассчитаются сполна.

Но не тут то было. Когда НИР закончена, приходит тот же представитель заказчика и требует предъявления фактических финансовых затрат, произведенных по работе (этапу работы). Соответственно ученый может показать ему только расходы, произведенные на полученные им деньги аванса. На что ПЗ говорит: «Спасибо вам, но больше ни копейки вы не получите, поскольку у вас нет фактических затрат на оставшиеся 70% объема работ».

Так, опять обманули! Но это еще не все. Появляется следующая фискальная структура – Рособоронзаказ. Приезжают дней на 10 несколько человек (как правило, бывшие ПЗ), которых в течение всего этого периода ученый должен кормить и ублажать, и начинают копать формальную сторону дела, совершенно не вдаваясь в суть полученных результатов. Вся проверка заключается в том, чтобы выявить наличие такой бумажки, сякой бумажки и т.д. При этом, качество выполненной НИР оценивается не ее содержимым, не научными достижениями и их уровнем, а по тому, есть или нет такие-то справки, заключения, расписки, число коих доходит до нескольких сотен.

Таким образом, в настоящее время в Министерстве обороны РФ создана полностью забюрократизированная система, которая не только не стимулирует исследовательскую работу и получение нужных стране новых научных результатов, а, наоборот, делает все, чтобы замордовать ученого и постараться отторгнуть его. Ведь он заведомо рассматривается как махинатор, который спит и видит, как бы обмануть российское военное ведомство. А то, что на содержание всех проверяющих структур уходят огромные бюджетные средства, которые на порядок превышают деньги, «сэкономленные» для государства за счет их фискальной псевдодеятельности, – это считается нормальным и об этом никто почему-то не задумывается.

Резюме следующее. Существующая система проведения НИОКР в интересах Министерства обороны не отвечает современным вызовам и ее необходимо срочно менять. НИР – это научная работа, и как ее выполнять – знает только ученый, а не ПЗ или представители Рособоронзаказа. И не надо ему при этом мешать, мордовать его и издеваться над ним. Наоборот, нужно создать условия, минимизирующие ненаучную деятельность ученого в процессе выполнения НИР, и всю его энергию, знания и опыт направить на получение конечного научно-технического результата. Необходимо создать «зеленую улицу» для членов РАН, которые имеют общепризнанные научные достижения.

НИР должен оценивать непосредственный заказчик (заказывающие управления, институты Минобороны, НТК МО и т.п.), а не его, мягко говоря, далеко не всегда очень компетентный представитель (например, бывает так, что ПЗ, специализирующийся по автобронетанковой тематике, может контролировать работу, выполняемую по заказу ВВС). Причем оценивать по сути полученного научно-технического результата, а не по наличию тех или иных формальных бумаг. Ни ПЗ, ни Рособоронзаказ не должны вмешиваться в ход выполнения НИР и тем более судить о ее научно-техническом качестве. Институт представителей заказчика если и должен сохранить свой контроль, то только над поставочными работами, но никак не над НИР.

Все это позволит не только повысить качество выполнения научно-исследовательских работ, но и существенно сэкономить бюджетные средства за счет сокращения сонма проверяющих, число которых в последние годы возрастает экспоненциально. Иначе, если систему не изменить, все ученые, которые имеют востребованные научные результаты, просто-напросто откажутся от сотрудничества с Министерством обороны. Что сейчас повсеместно и происходит.

Останутся же только те люди и организации, которые не имеют конкурентоспособных идей и потому готовые выполнять любые, самые маразматические требования, чтобы получить какую-то копейку по принципу «нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем». Либо хорошо освоившие другой принцип, что «сначала должен быть откат, а потом выстрел». Но при этом ни о каком развитии российских ВВТ и их достойной конкуренции на мировых рынках вооружений в ближайшем будущем не стоит даже и мечтать.

Статью можно завершить перефразировкой известного изречения Наполеона: «Армия, которая не хочет платить отечественным ученым, будет платить иностранным». Что, впрочем, уже приходится отмечать: недавно появилась информация, что на новых российских танках будут стоять французские тепловизоры.

Dyusha:
Да сейчас это не только у вояк такая бюрократия! любое частное  дело, а особенно если связано с госучереждениями! а все это придумали единороссы! типа меньше коррупции будет! А на деле действительно, страдает и потребитель и производитель!  >:(

Игорь:
Проблема не столько в бюрократии, сколько в том, что существующие порядки вредят делу, для которого они вроде бы как были созданы. Вот к примеру, в позапрошлом году, в конце года, с нас взяли и сняли 700 тысяч рублей, мы так и не поняли почему. При том, что мы сделали гораздо больше, чем от нас просили. Это был очень чувствительный удар, сильно затормозивший наше развитие.  Или вот в этом году - уже август, а до сих пор нет аванса по одной НИР - все время придираются к разным бумажкам. А работать-то как без денег?

В бизнесе все-таки есть какие-то общие правила. Ты подписал договор купли-продажи. Поставил товар, тебе заплатили половину от суммы договора. Ты подал в суд, и выиграл дело. А в вышеописанных случаях и в суд не подашь. Поэтому сейчас по оборонным НИР можно только "бумажные" работы проводить. Как только пробуешь сделать что-то реальное, сразу "попадаешь". А хорошо ли это, правильно ли?  В чем смысл такой деятельности?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии