http://pnp.ru/newspaper/20101119/4997.htmlКосмос не ждётПечально, но факт: год от года Россия сдаёт свои позиции на космическом рынке. Сегодня наша страна значимо представлена лишь в сегменте коммерческих запусков, на который приходится основная доля её космического экспорта. С финансовой точки зрения это очень немного по сравнению, например, с рынком навигационной аппаратуры и спутниковой связи. Наша страна продолжает оставаться «спящим гигантом», которому, пожалуй, лишь в грёзах может привидеться настоящий «бум освоения космоса», в реальности которого ведущие футурологи ещё два десятка лет не испытывали ни капли сомнений.Нельзя сказать, что России сегодня нечем гордиться в плане освоения космоса. Есть хорошие идеи, есть многообещающие проекты, есть перспективные носители и заслуженные научные школы. Но словно по злому року всё это отстаёт от реалий текущего дня в среднем на пять-семь лет. То нехватка финансирования виной, то недостаток политической воли, а то и просто невнятность формулировок… Кризис жанра? Старение инженерных и рабочих кадров? Или, скорее, кадровый кризис в руководстве отрасли?
По традиции наши «орбитальные» достижения принято сравнивать с американскими. И на первый взгляд, сегодня на нашей стороне есть преимущество. Со дня на день будет свёрнута программа «Спейс шаттл», и на ближайшую пятилетку рынок космических грузоперевозок почти целиком перейдёт в руки России. Хорошо это или плохо? Ответ может быть двояким: смотря на что потратить грядущие пять лет.
Космонавтика стоит на рубеже нового этапа своего развития – перехода от освоенных околоземных орбит дальше в космос. Для всего этого нужны новые технологии, новые ресурсы, новые идеи. И, конечно же, новые люди.
США, например, отказываясь от собственных запусков, увеличили финансирование НАСА с 18,7 до 21 млрд долларов. На что пойдут деньги? Это не скрывают: на изучение дальнего космоса автоматами, создание новых технологий. Причём подчеркивается, что развитие пилотируемых программ остаётся в зоне внимания. Уже представлен обитаемый модуль нового корабля «Орион», который со временем заменит «шаттлы», не за горами тендер на создание этого корабля. Попутно правительство способствует и разработкам частных компаний – на это выделено 50 млн долларов.
Россия же, похоже, вполне довольна ролью «космического таксиста», отведённой ей на ближайшее будущее. Правда, не раз говорилось об «ответной» программе по созданию новой пилотируемой космической системы «Русь». Но, согласно грустному каламбуру причастных к разработке специалистов, «Русью» пока и не пахнет. А между тем уже имеющиеся, хорошо зарекомендовавшие себя новинки по странному совпадению не получают ни поддержки Роскосмоса, ни достойного финансирования.
Возьмём, к примеру, линейку ракет-носителей «Ангара», созданную в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева. «Ангара» представляет собой семейство ракет на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновым двигателем: лёгкого класса на базе 1-го модуля первой ступени (масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 3–5 т), среднего с использованием 3-х модулей (13–15 т) и тяжёлого (до 25 т), состоящего из 5 модулей. Руководитель ГКНПЦ Владимир Нестеров поставил перед коллективом достойную задачу: занять почти весь отечественный рынок космических запусков, создав единую замену большинству ракет-носителей советского периода. И сегодня ракета готова к серийному производству. Однако из-за недофинансирования отстаёт строительство стартового и технического комплексов. Поэтому первый пуск «Ангары» был отложен сперва на 2011 год, а теперь, скорее всего, будет проведён в 2012 году.
Случайность ли это? Беглый обзор отрасли выявляет, скорее, тенденцию.
Так, космический аппарат «Фобос-Грунт», запуск которого к спутнику Марса планировался в середине октября, отложен на год.
Экспериментальная отработка российского межорбитального буксира начнётся только в 2015–2018 годах.
Эскизный проект ядерного двигателя для корабля-«пилотника», который Роскосмос планирует представить к 2012 году, появится «в железе» не раньше 2018-го.
Широко разрекламированный космодром Восточный в Амурской области – опять же 2018 год; на сегодня в работе находится лишь его… макет.
Недавно прибывшие на МКС новички – Александр Скворцов и Михаил Корниенко – ждали своего полёта целых тринадцать лет. Ещё девятнадцать космонавтов-россиян ждут до сих пор. Да и сам российский сегмент МКС по проекту должен был состоять из десяти модулей – эту цифру урезали до восьми. Поэтому Россия, не имея собственного спутника-ретранслятора, использует каналы связи американского сегмента станции…
Завтра, завтра, послезавтра! А что же мы имеем сегодня?
Да ничего утешительного.
Разработанный в 2000 году «Клипер», с помпой представленный как инновация на МАКС в 2005-м, так и не полетел – и, похоже, не полетит никогда. Злосчастный «Коронас-Фотон», предназначенный для фундаментальных исследований Солнца, не проработав и года, погиб из-за технических проблем с электропитанием. Спутники ГЛОНАСС-М, которые должны работать 7 лет, работают по 4–5 лет. Центр подготовки космонавтов, переданный Роскосмосу от Минобороны, никак не наладит работу из-за банальной волокиты с документацией. И так далее.
За 2010 год Россия, претендующая на лидерство в космосе, запустила всего восемь кораблей: три «Союза ТМА» и пять грузовых «Прогрессов–М». Девять космонавтов доставлены на МКС, столько же вернулись. И это – уже всё.
Фактически в космической отрасли отсутствует какая-либо продуманная и неуклонно реализуемая стратегия.
Конечно, со временем на смену пилотируемым «Союзам» и грузовым «Прогрессам» всё же придут корабли нового поколения. Во всяком случае, модернизация и модификация старых моделей идёт постоянно. Но уже появились задачи, которые на этих кораблях выполнить трудно. Нужна техника нового поколения. А её нет. И даже автоклав для нанесения теплозащитного покрытия на поверхность спускаемого аппарата пилотируемого корабля нового поколения Россия вынуждена была закупить в Германии – отечественного аналога не существует.
Доходит до смешного: в ведущей (!) ракетно-космической корпорации «Энергия» нового оборудования насчитывается меньше одного процента, а большинство станков «помнят» ещё самого Королёва…
И нельзя сказать, что это не беспокоит руководство Роскосмоса. Как заявил Перминов, за счёт госинвестиций и собственных средств планируется ежегодно обновлять 5–7 процентов оборудования, что вроде бы «соответствует мировой практике». Но обновление начнётся опять же только после 2015 года. Даст ли «мировая практика» России пятилетнюю фору? Вряд ли…
Военные, которые в «космосе» всегда были только заказчиками и потребителями, оказались в ситуации, когда они должны дополнительно освоить руководство наукой и экономикой.
А вот какая ситуация сложилась вокруг аренды Россией космодрома Байконур. До поры отсюда регулярно стартовала ещё одна легенда отечественного ракетостроения – «Протон». Однако в последнее время Казахстан проявляет несговорчивость в отношении тех запусков, которые используют трассу полёта и районы падения отделяющихся частей, не вошедшие в договор аренды космодрома. Сегодня такие пуски осуществляются в индивидуальном порядке, по согласованию с правительством республики. А кое-кто требует вообще запретить «Протон» – под предлогом загрязнения окружающей среды гептилом, использующимся в качестве топлива.
Кроме банального экономического шантажа, за этими претензиями вряд ли что-то кроется. Ведь не секрет, что современная модификация «Протон-М», созданная в ГКНПЦ имени Хруничева, намного чище своих предшественниц: сегодня речь идёт не о тоннах токсичных компонентов гептила, попадающих на землю в районе падения отработанных ступеней, а всего лишь о килограммах. Например, США, известные своими строгими экологическими нормами, такой показатель считают приемлемым. А Казахстан – нет?
Не будем заострять внимание на том, что именно на смену «Протону» должна была прийти хруничевская «Ангара», использующая экологически чистое топливо на основе кислорода и керосина – в этом случае проблема отпала бы сама собой. Но даже в нынешней ситуации пассивность Роскосмоса приводит к парадоксальным ситуациям: при очевидной разнице масштабов космической мощи двух стран условия в казахстанско-российском космическом сотрудничестве диктует Астана! Россия лишь плывёт по течению, хотя запуски «Протона» – в том числе и вопрос нашего национального престижа.
Давайте на секунду предположим, что в подобной ситуации оказались бы американцы... Наверняка руководство НАСА недолго бы занималось «нежными согласованиями» с территориальным партнёром по запускам. Надавили бы так, используя всю мощь государства и широту государственных интересов, что… В общем, именно поэтому кризисы в американской космической индустрии бывали, а слабых или средних руководителей встречалось крайне мало. Национальные традиции!
Главная же беда отечественной космической программы – бесперспективность. Вроде проекты есть, а идти некуда, нет значимых целей и ясной программы их достижения. Космонавтика стоит на рубеже нового этапа своего развития – перехода от освоенных околоземных орбит дальше в космос. Для всего этого нужны новые технологии, новые ресурсы, новые идеи. И, конечно же, новые люди.
Среди возможных кандидатов на пост главы Роскосмоса уже сегодня рассматриваются самые разные кандидаты. Среди них есть и нынешний заместитель Анатолия Перминова Виктор Ремишевский, ставленник «гражданской» части нынешних командиров российского космоса, и его коллега Сергей Шевченко, отвечающий за «боевые запуски» и поддерживаемый военными. Есть, конечно, возможность попадания на пост руководителя отрасли того или иного «варяга».
«Могут кого-то из Правительства «перебросить», но это будет явное неуважение к нынешнему руководству Роскосмоса, а могут и, как раньше, найти кого-нибудь «на земле». Вон, энергичный губернатор Амурской области Олег Кожемяко день-деньской хлопочет о дальнейшем развитии космодрома Восточный – так неужели там не обнаружится в меру молодой и активный руководитель какого-нибудь направления? Да ещё к приезду начальства. У нас это уже традиция», – поделился с нами в разговоре один из хорошо информированных белодомовских чиновников.
Гадать и прикидывать можно до бесконечности. Но сегодня в индустрии «большого космоса» есть, пожалуй, лишь один человек, который сможет придать новый импульс нашей космической программе и вытащить её из мелких дрязг, проволочек с проектами и дыры с вечным недофинансированием. Это Владимир Нестеров. Именно глава «Хруничева» имеет достаточно опыта и бойцовского характера, чтобы сломать вялое упирание друг в друга космических наших ведомств и – давайте называть вещи своими именами – выбить из государства пристойные объёмы финансирования космических программ. Так поступают опытные губернаторы. Так действуют эффективные главы министерств и ведомств в любой стране мира. И руководители НАСА, кстати, как волки, бились в бюрократических коридорах за свой, немыслимый по нашим меркам, 20-миллиардный бюджет.
Кстати, кандидатура Нестерова ещё может быть «номером один», потому что Анатолий Перминов – действительно неплохой «космический начальник», много сделавший для стабилизации и развития отрасли в новых условиях. Он вполне мог бы стать во главе научного штаба российского космоса, объединившего академический потенциал отрасли, или полностью возглавить международное направление развития космических программ.
Но какими бы ни были кадровые перемены и назначения в Роскосмосе, главная цель у них одна: не дать развалиться тому, что оставили нам великие предшественники, – космическому потенциалу России.