https://cont.ws/post/428012Сможет ли Приднестровье построить сильное государство?
Введенные Европой и США санкции против России больно ударили и по ее союзникам, в том числе и Приднестровью. Республика, испытывающая на себе все «прелести» блокады, устроенной Молдовой и Украиной, получила двойной удар, оправиться от которого оказалось весьма непросто.
Кроме того, существует и внутренний фактор в лице деловых элит, которые упорно пытаются переориентировать ПМР на Европу, и в случае чего готовых легко пожертвовать интересами Республики и всех жителей Приднестровья. Однако у самих приднестровцев есть хорошая возможность выбрать тот путь, по которому пойдет их непризнанная мировым сообществом страна, а также ответить всем силам, пытающимся внести раскол в Русский мир.
Российский опыт борьбы с санкциями
Недавно влиятельное агентство Bloomberg опубликовало весьма необычный и откровенный материал, впоследствии широко растиражированный российскими СМИ. Статья гласила, что возможности США усиливать санкции против Российской Федерации практически исчерпаны. В России данную новость восприняли с известной долей оптимизма: санкционная эпопея, стартовавшая в 2014 году, ничего хорошего ни одному из ее участников не принесла.
Европа, которой выпало вводить санкции против России и ощущать их последствия, давно признает их негативное влияние. Экономика ЕС пострадала от «добровольной» потери российского рынка, так и от ответных санкций Москвы.
При этом и санкционная война наглядно показала, что некоторые черты российской модели экономики, пришедшие из 90-х, делают государство уязвимым. Процесс формирования деловых элит страны тогда происходил под флагом либерализации экономики, максимального уменьшения роли государственного регулирования в организации «свободного рынка» по западным образцам.
На «цивилизованный» западный опыт тогда ориентировались как на эталон прогресса и процветания, а сотрудничество с европейскими и американским партнерами было показателем успеха. Российский бизнес покорно принимал навязанные из-за рубежа правила игры, и в результате первыми санкции в 2014 году ударили именно по тем секторам экономики России, которые были в наибольшей степени «завязаны» на странах Запада.
Politrussia.com
Именно тогда стало понятно, что бизнес, развивающийся по западным лекалам, не способен эффективно обеспечивать интересы государства в эпоху кризиса, когда национальные интересы должны быть важнее прибыли и благосостояния отдельных «дельцов».
Выяснилось, что партнерские отношения с западным бизнесом ничего не значат. Когда в дело вмешивается политика, партнеры все также видят в тебе не друга, а врага времен «холодной войны».
Смогла бы Россия выдержать удар в 2014-2015 годах, если бы не сильное государство, которое так не нравится либеральным элитам? Однозначно нет. Поэтому неудивительно, что для выхода из кризиса руководство РФ прибегло к государственному регулированию Запада.
Politrussia.com
Именно тогда стало понятно, что бизнес, развивающийся по западным лекалам, не способен эффективно обеспечивать интересы государства в эпоху кризиса, когда национальные интересы должны быть важнее прибыли и благосостояния отдельных «дельцов».
Выяснилось, что партнерские отношения с западным бизнесом ничего не значат. Когда в дело вмешивается политика, партнеры все также видят в тебе не друга, а врага времен «холодной войны».
Смогла бы Россия выдержать удар в 2014-2015 годах, если бы не сильное государство, которое так не нравится либеральным элитам? Однозначно нет. Поэтому неудивительно, что для выхода из кризиса руководство РФ прибегло к государственному регулированию экономики: ответным санкциям против Европы, программе импортозамещения. А имено - жесткой поддержке собственного производителя в ущерб интересам импортеров. «Свободной экономике» это явно противоречит, но таковы были государственные интересы. И только у сильного государства хватило бы твердости и решимости для того, чтобы их защитить.
Приднестровье – выбор в пользу в государства
В 2014 году непростые времена наступили и в пророссийском Приднестровье. Республика, сохранившая преданность Русскому миру и поддержавшая возвращение Крыма в Россию, оказалась зажата между недружественной Молдовой и озлобленной Украиной, бьющейся в приступе антирусской истерии.
Из-за усиления блокады в Приднестровье наступил жесточайший экономический кризис, в результате которого президент Евгений Шевчук и правительство ради сохранения стабильности вынуждены были идти на непопулярные и «убийственные» для собственного имиджа меры – временное удержание части пенсий, зарплат бюджетникам и иных социальных выплат.
Другим вариантом была лавинообразная и неконтролируемая девальвация национальной валюты, чего в руководстве ПМР категорически не допускали. Уже потом, спустя год, после того, как государство в полном объеме вернуло долг населению, глава ПМР Евгений Шевчук рассекретил данные о реальной причине удержания выплат. Так, средства были «брошены» на повышение боеготовности Вооруженных сил из-за реальной военной угрозы со стороны Украины.
Сложная социально-экономическая ситуация предсказуемо стала предметом спекуляций со стороны оппозиционных президенту сил и позволила крупнейшему монополисту республики – холдингу «Шериф» – провести в парламент страны большинство своих представителей.
Накал критики, обвинений и провокаций в адрес президента к осени стал ужасающим и в итоге дискредитировал не столько главу государства, сколько само непризнанное государство как таковое. Неудивительно, что во время планового визита в республику вице-премьера РФ, спецпредставителя президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина СМИ заявляли, что высокопоставленный чиновник едет «успокоить» ситуацию.
Москва всегда подчеркивала важность внутренней стабильности в Приднестровье. Кроме того, в ходе визита Рогозин подчеркнуто дипломатично сделал ряд заявлений, позволяющих утверждать, что в Москве выступают не только за стабильность, но и за сильную государственную власть в республике.
Так, чиновник обратил внимание, что приднестровская экономика в значительной степени ориентирована на страны Европы и отметил, что в России ждут изменения этой ситуации и даже хотели бы размещать на предприятиях ПМР государственные заказы.
Что интересно, этот посыл среди прочего был озвучен на встрече с главой ПМР Евгением Шевчуком, который неоднократно выступал за переориентацию промышленности ПМР на рынки РФ и Евразийского союза. На той же встрече Рогозин поддержал необходимость принятия ряда инициатив, на которых настаивает правительство Приднестровья. Среди них, кстати, реформы налогового и антимонопольного законодательства, которым активно противится контролируемое ООО «Шериф» парламентское большинство.
Упоминание о европейском рынке для предприятий Приднестровья из уст вице-премьера РФ прозвучало весьма символично. Факт в том, что предприятия холдинга «Шериф» были одними из тех, кто в 2006 году, после введения экономической блокады Приднестровья со стороны Молдовы и Украины, без лишнего шума приняли новые правила игры и фактически стали на путь плавной «легализации» в Молдове, а затем и в значительной степени «развернулись» на рынки Европы вместо российских.
Спустя годы такая прагматичность сыграла с ними злую шутку. В 2015 году один из символов Приднестровья – винно-коньячный завод «Квинт», также принадлежащий ООО «Шериф» - едва не лишился молдавской лицензии на производство своей продукции и, соответственно, возможности ее экспорта. Ситуацию тогда удалось разрешить только благодаря жесткой позиции главы ПМР – того, кого холдинг винит во всех бедах республики. Защищая коммерческие цели, монополист поставил под удар экономическую и политическую независимость ПМР от Республики Молдова.
Приднестровье оказалось в ситуации, когда интересы народа идут вразрез с интересами местного олигархического капитала.
Сегодня Приднестровье оказалось в ситуации, когда интересы государства и всего народа идут вразрез с интересами местного олигархического капитала. Сможет ли в сегодняшней ситуации кто-то, кроме сильного государства, защитить права людей и суверенитет их страны?
Смог бы бизнес взять на себя ответственность за безопасность республики в условиях возможной агрессии со стороны соседей? Смог бы в 2015 году монополист, руководствующийся только категориями прибыли и капитала, принять единственно верное, но непопулярное и волевое решение по сохранению стабильности в стране?
В России только благодаря сильному государству и сильным лидерам удалось успешно преодолеть последствия кризиса. Народ России сделал свой выбор, поддержав государство на этом непростом пути.
Сегодня перед выбором стоит и приднестровский народ. Выбор между человеком, который готов идти до конца ради защиты мира и безопасности граждан, или крупным бизнесом, стремящимся подчинить себе власть и интересы народа.