https://www.anekdot.ru/id/1038703/ИСТОРИЯ №1038703
Как два академика и один губернатор после выборов Пулково закроют (быль)
Уважаемый редактор! История (копипаста) для воскресного выпуска.
Мы пишем ответ на волну победных информационных сообщений о том, что А.Д. Беглов спас обсерваторию Пулково.
Хочется подчеркнуть, что все наши замечания связаны с позицией участвующих в событиях государственных и научных деятелей, а не с позицией журналистов, по крайней мере тех, кто старается достоверно описать произошедшие события.
Начнем с того, что после 2 с половиной лет полного безобразия, творившегося в Пулковской обсерватории и вызванного деятельностью ее директора, наконец-то Академия наук таки почтила ГАО РАН своим приездом. Что ж, спасибо.
Разберем несколько моментов, описанных в статье Фонтанки.ру:
https://m.fontanka.ru/2019/05/14/156/1) Высокопоставленные ученые предложили создать на базе ГАО главный российский центр по обработке астрономических данных и обещали не торопиться с переносом наблюдений.
Эта идея не высокопоставленных ученых. Это слово в слово то, что говорил Н.Р. Ихсанов ещё весной 2017-го в своей фальшивой концепции развития ГАО РАН, якобы утвержденной на Ученом совете в октябре 2016 г. Тогда он и предложил концепцию превращения наблюдающей обсерватории в некий научный центр по обработке данных.
2) Президент РАН Александр Сергеев пояснил собравшимся, что будущее научных исследований – за разделением труда. Инженеры управляют оборудованием на местах, ученые – дистанционно анализируют массив информации.
Что это означает? Что в ГАО РАН будут стекаться ВСЕ наблюдения из САО, КрАО, Коуровской, Звенигородской и прочих обсерваторий России? А куда деть тех ученых, которые сейчас получают и успешно и продуктивно обрабатывают эти данные в самих обсерваториях? Обозвать «инженерами» и запретить им обработку их же данных? Или просто уволить, а вместо них набрать высококвалифицированных инженеров?
Так вот, ни одно уважающее себя астрономическое научное учреждение на это не пойдет.
3) Мы должны сделать сеть, которая объединяет получение всех астрономических данных на тех установках, которые у нас есть в стране, эта сеть должна быть подцеплена в единую мировую.
Это не НАУЧНАЯ проблема. Это техническая проблема – создать в каждой из обсерваторий России сервер хорошего класса. Понадобится только объединяющий их сайт с единой формой для запросов. Но считать это основополагающей целью существования обсерватории – значит, низводить ее до уровня вычислительного центра.
4) «За коллектив утвердительно ответил Александр Беглов»
Вот этот пассаж вообще из области психиатрии. Беглов не может говорить за коллектив обсерватории. Тем более, что «коллектив», который ему представили как коллектив ГАО РАН, на 50% состоял из его свиты журналистов, а еще на 25% – из обслуживающего персонала обсерватории. Это бухгалтера, работники планового отдела и паркового хозяйства; они, возможно, хорошие специалисты в своей области, но ничего не смыслят ни в науке, ни в центре обработки данных, ни в наблюдениях. То, что они рукоплескали заявлениям Беглова, не говорит о согласии научного коллектива.
5) Напомним, что ближайший «сосед» обсерватории — жилой комплекс «Зеленый квартал», бывший «Планетоград», который возводит Setl City. Застройщик в декабре 2018 года объявил, что сокращает проект с 239 до 58 га.
О сокращении было объявлено еще ранее, до того как Беглов заинтересовался этим вопросом. И стоит напомнить, что эти сокращенные га включают ВСЕ полученные разрешения застройщика (их более 10). То есть застройщик не поступился ничем. А красивые планы рисовать можно и на Луне и, в случае чего, сразу от них отказаться без ущерба для себя.
6) «С приходом федерального агентства научных институтов произошли изменения в законодательстве, и от нас потребовали оптимизации не только по финансам, но и по тематике», – объяснял на встрече глава обсерватории Назар Ихсанов.
Оптимизация, осуществляемая за счет молодого кадрового резерва, – это убийство будущего любой организации.
Решение увольнять сотрудников было принято директором исключительно в целях легализовать свое незаконное согласование стройки и ликвидировать наблюдательские лаборатории. И никаким приказом ФАНО нельзя прикрыть ту травлю, которую вел и ведет директор в отношении сотрудников, выражающих протест против его действий.
7) Перспективы развития и даже обещание найти 2 миллиарда рублей на новый телескоп пока не рассеяли опасения сотрудников за будущее ГАО.
Суть так называемого «переноса наблюдений» сводится к тому, чтобы лишить возможности наблюдать 4 прекрасно работающих северных телескопа, а взамен получить ОБЕЩАНИЕ дать два миллиарда, чтобы построить где-нибудь и когда-нибудь новый инструмент.
Характерно, что больше всех о выделении средств рассуждает г-н Балега, который уже отличился в истории с перешлифовкой зеркала БТА-6. В результате которой в России больше НЕТ 6-метрового телескопа. То, что выполняет его функцию, «передовым краем науки» назвать просто не поворачивается язык (
https://nplus1.ru/material/2018/09/26/second-mirror). Вот на что пошли 150 миллионов из бюджета.
Но вернёмся к визиту Беглова в Пулковскую обсерваторию.
Особенно порадовали слова А.Д. Беглова и А.М. Сергеева, опубликованные в БизнесФМ:
8 ) Временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов: «Мы договорились о том, что нужна не просто поддержка работы этого коллектива, нужны перспективные наработки для того, чтобы загрузить этот коллектив».
То есть, по мнению врио, до этого момента научные сотрудники обсерватории пинали балду, а не занимались наукой.
Напомним, что по рейтингам ФАНО в 2016 году до пришествия Ихсанова Пулково было в пятерке лидеров по публикациям среди ВСЕХ (!) учреждений, подведомственных ФАНО.
9) А.М, Сергеев: «...Для того, чтобы стать участником Европейской южной обсерватории в Чили, нужен вступительный взнос в размере 100 млн. евро...».
А вот и ответ на вопрос, для чего нужно уничтожить Пулково. Господам академикам (прежде всего Ю.Ю. Балеге) не хватает денег из бюджета на первоначальный взнос в ESO. В результате российская наука теряет свои телескопы, изучающие северное небо весь год и только по российским программам, а взамен получает пару часов в год на каком-нибудь из крупных телескопов в Чили, а это уже южное полушарие.
Прекрасен пассаж академика Л. Зеленого в АиФ, который демонстрирует почти полное непонимание проблемы.
10) Научный руководитель Института космических исследований академик Лев Зеленый отметил, что отказ от обширных наблюдений в больших городах – мировая тенденция.
Следует напомнить, что в прошлом году обсерватория Гринвича возобновила наблюдения на своей территории. А что касается обсерватории Флагстафф (Вашингтон, США), то там вообще указом правительства введен особый световой режим.
Это значит, что возвращать обсерваториям возможность наблюдений – вот новая мировая тенденция.
11) И последнее, на следующий день, 15 мая, по результатам встречи в Пулково врио губернатора общался с премьер-министром РФ Д. А. Медведевым. В ВК-группе «неКультурная столица» по этому поводу опубликовали заметку, в которой говорится (цитата): «Также на встрече обсуждалось будущее Пулковской обсерватории, территорию которой недавно общими усилиями общественников и Смольного удалось спасти от застройки».
Здесь, как говорится, комментарии излишни
* * *
Резюмируя выше перечисленное, хочется сказать следующее.
Проблема ГАО РАН не решена, врио губернатора со стройкой ничего делать не собирается.
Выдвинутый проект создания из Пулково центра обработки данных – красочный, но абсолютно нежизнеспособный.
И единственное, чего добился А.Д. Беглов – рукоплескания пулковских бухгалтеров и рабочих.
А научные сотрудники, неравнодушные к судьбе родной обсерватории, остались под впечатлением, что они только что просмотрели постановочное шоу «Слияние Беглова и Пулковской обсерватории в экстазе».