У нас поехала крыша!!!
Работать на нашем телескопе было бы легко и комфортно, если бы не одно НО – перед началом наблюдений и после них кто-то физически сильный со здоровой спиной и тренированными руками должен был при помощи ручной лебедки откатить и закатить очень тяжелую крышу телескопа. Четыре месяца назад мы решили, что с этим надо что-то делать и приступили к автоматизации движения крыши.
Автоматизация проводилась на базе существующей тросовой лебедки. Лебедка была усилена, полностью заменен барабан троса, его ось, подшипники оси. Изготовлены корпуса подшипников, на ось установлены аварийный ручной привод и ведомая шестерня, отключаемая при помощи диска сцепления. В качестве привода выбран трехфазный мотор-редуктор ЗМП-40 мощностью 2,2 кВт, имеющий при частоте тока 50 Гц 31,5 оборота в минуту на выходном валу. Ведущая шестерня была жестко установлена на выходной вал редуктора. Двигатель мотор-редуктора управляется трехфазным частотным преобразователем Delta VFD-EL
http://www.delta-electronics.info/VFDEL , мощностью 2,2 кВт. Это устройство обеспечивает плавный разгон крыши, подбор «крейсерской» скорости ее движения, а также уменьшение скорости движения перед достижением крайних положений. Кроме того установлено устройство защиты двигателя Schneider Electric TeSys, которое обеспечивает защиту двигателя в случае превышения тока в его обмотках выше установленного порогового значения.
Для безопасного движения была разработана и смонтирована система датчиков, которые блокируют движение крыши в случае неоткрытия южного люка крыши (как у всех, крыша откатывается на север), неоткрытия штормовых замков крыши, достижения крышей лимитных положений. Также установлена система датчиков нахождения телескопа в зоне движения крыши. Эти датчики реализованы в виде подвижных барьеров, связанных с концевыми выключателями. При соприкосновении телескопа или другого предмета (например, стремянки, которую забыли убрать) с барьером движение крыши немедленно прекращается. В качестве датчиков были использованы концевые выключатели Telemecanique OsiSence XC standard. Для обеспечения работы датчиков на подвижной крыше была смонтирована подвижная кабельная магистраль, выполненная особо гибким кабелем Lapp Olflex-FD 855 CP (температура использования в буксируемых кабельных цепях -40… +80С), который был дополнительно упакован в металлорукав Lapp Silvyn AS-P (оцинкованный металлорукав, ламинированный ПВХ оболочкой).
Снижение скорости движения крыши вблизи конечных положений управляется барьерным оптическим датчиком Telemecanique OsiSense XU подключенным к управляющим выходам частотного преобразователя, благодаря чему обеспечивается безопасное начало и завершение движения, а также точное попадание крыши в штормовые замки.
Все управление собрано в отдельном электрическом шкафу, расположенном непосредственно возле привода. Индикация всех основных событий выполнена сигнальными индикаторами.
В результате нашей четырехмесячной работы теперь павильон может открыть любой наблюдатель (а не только сильный и здоровый), а если он не очень опытен или очень устал – продуманная система датчиков не даст ему натворить беды.
PS. Хочу сердечно поблагодарить администрацию обсерватории за традиционное невмешательство в очередной этап модернизации нашего телескопа деньгами, делами и добрыми словами. Хотя нет... к 150 летию нашего университета всех участников процесса наградили почетными грамотами…