Милитарист
Андрей Телиженко, бывший украинский чиновник, утверждает, что он был свидетелем встречи в апреле 2014 года, на которой тогдашний глава ЦРУ Джон Бреннан призвал лидеров украинского правительства после переворота начать наступление на Донбасс и пообещал поддержку США. Публично администрация Обамы отрицала поощрение войны и утверждала, что поддерживает дипломатию.
Украина начала атаку сразу после встречи с Бреннаном. В последовавшей войне погибло более 14000 человек, прежде чем Россия начала СВО феврале 2022 года
https://www.realclearinvestigations.com/articles/2024/04/30/what_10_years_of_us_meddling_in_ukraine_have_wrought_spoiler_alert_it_wasnt_democracy_1027411.htmlК чему привело 10-летнее вмешательство США в дела Украины (Предупреждение о спойлере: Не демократия)
Успешно лоббируя в Конгрессе выделение дополнительных 61 миллиарда долларов на финансирование войны в Украине, что завершилось в этом месяце торжествующими демократами, размахивающими украинскими флагами в Палате Представителей, президент Байден назвал противостояние своей администрации с Россией экзистенциальным испытанием для демократии.
“Что делает наш момент редким, так это то, что свобода и демократия подвергаются нападкам как внутри страны, так и за рубежом”, - заявил Байден в своем мартовском обращении к нации. “История наблюдает за нами, точно так же, как история наблюдала за нами три года назад, 6 января”.
В то время как рассказ Байдена широко принят вашингтонским политическим истеблишментом, внимательное изучение послужного списка президента и его высших руководителей, начиная с администрации Обамы, показывает иную картину. Их роль в Украине, далекая от защиты демократии от Киева до Вашингтона, больше похожа на грандиозное вмешательство, приводящее к политическим потрясениям в обеих странах.
В течение последнего десятилетия Украина была полем битвы в опосредованной войне между США и Россией – конфликте, который значительно обострился из-за вторжения Кремля в 2022 году. Борьба разгорелась в начале 2014 года, когда Байден и его команда, работавшие тогда в администрации Обамы, поддержали свержение избранного президента Украины Виктора Януковича. Используя помощь США на миллиарды долларов, Вашингтон формировал личный состав и политику последующих украинских правительств, одновременно расширяя свое военное и разведывательное присутствие в Украине через ЦРУ и НАТО. За этот период Украина стала не независимой самодостаточной демократией, а государством-клиентом, сильно зависящим от поддержки Европы и США, которая не защитила ее от разрушительных последствий войны.
Вмешательство команды Байдена-Обамы в дела Украины также возымело эффект бумеранга у нас дома.
Поскольку инсайдеры из Washington Beltway с хорошими связями, такие как Хантер Байден, использовали это для личного обогащения, Украина стала источником иностранного вмешательства в политическую систему США - из–за сомнительных сделок, возникших во время выборов 2016 и 2020 годов, а также первого импичмента Дональда Трампа. После долгих лет секретности источники в ЦРУ только недавно подтвердили, что украинская разведка помогла выдвинуть обвинения во вмешательстве России, которые охватили президентство Трампа. Первоначальная попытка демократов Палаты представителей объявить импичмент Трампу, предпринятая осенью 2019 года, была предпринята в ответ на его попытки тщательно изучить связь Украины с "Русагейтом".
Этот отчет о вмешательстве США в дела Украины, который можно отнести к судьбоносным решениям, принятым администрацией Обамы, включая тогдашнего вице-президента Байдена и его главных помощников, основан на часто упускаемых из виду публичных данных. Он также опирается на личные показания Андрея Телиженко, бывшего украинского дипломата и политического консультанта, связанного с Демократической партией, который тесно сотрудничал с официальными лицами США, чтобы способствовать смене режима в Украине.
Хотя когда-то он приветствовал влияние Вашингтона на Украину, сейчас Телиженко придерживается другой точки зрения. “Я украинец, который знал, какой была Украина 30 лет назад и какой она стала сегодня”, - говорит он. “Для меня это полностью несостоявшееся государство”. По его мнению, Украина была “напрямую использована Соединенными Штатами для ведения [опосредованной] войны с Россией” и “как средство зарабатывания денег для таких людей, как Байден и его семья”.
Госдепартамент обвинил Телиженко в том, что он является частью "связанной с Россией сети иностранного влияния". В сентябре 2020 года Госдепартамент аннулировал его визу для въезда в Соединенные Штаты. Телиженко, который сейчас живет в западноевропейской стране, где ему было предоставлено политическое убежище, отрицает сотрудничество с Россией и говорит, что он является разоблачителем, который пытается разоблачить, как вмешательство США разрушило его страну. Расследование RealClear подтвердило, что он тесно сотрудничал с высокопоставленными американскими чиновниками, когда они продвигали политику, направленную на разрыв связей Украины с Россией. Никто из официальных лиц, с которыми связывались для публикации этой статьи, включая бывшего главу ЦРУ Джона Бреннана и высокопоставленного чиновника Госдепартамента Викторию Нуланд, не оспаривал ни одного из его утверждений.
Государственный переворот, совершенный в "полной координации" с США.
Путь команды Байдена к влиянию на Украину начался с начала антиправительственных волнений в ноябре 2013 года. В том месяце протестующие начали заполнять киевский Майдан Незалежности (площадь Независимости) после того, как тогдашний президент Виктор Янукович, известный своей коррумпированностью, отложил подписание торгового соглашения с Европейским союзом (ЕС). Для участников того, что стало известно как движение Майдана, решение Януковича стало предательством его обещания укреплять связи с Западом и тревожным признаком преданности России в стране, которую преследует ее советское прошлое.
Реальность была более сложной. Янукович надеялся сохранить отношения как с Россией, так и с Европой – и использовать конкуренцию между ними в интересах Украины. Он также опасался, что условия ЕС, которые требовали сокращения торговли с Россией, приведут к отчуждению его политической базы на востоке и юге, где проживают миллионы этнических русских. Как отметила Международная кризисная группа, украинцы, поддерживающие Януковича, опасались, что условия ЕС “нанесут ущерб их средствам к существованию, значительная часть которых была связана с торговлей и тесными отношениями с Россией”. Несмотря на заявления о том, что движение на Майдане представляло собой “народную революцию”, опросы общественного мнения того периода показали, что украинцы были мнения разделились поровну, или даже большинство высказалось против.
После первоначального периода мирного протеста движение Майдана вскоре было поглощено националистическими силами, которые спровоцировали насильственное восстание с целью смены режима. Лидером сторонников жесткой линии Майдана был Олег Тягнибок из партии “Свобода”, который однажды призвал своих сторонников бороться с тем, что он назвал "московско-еврейской мафией, управляющей Украиной". К последователям Тягнибока присоединился "Правый сектор", коалиция ультранационалистических группировок, члены которой открыто носили нацистскую символику. Годом ранее Европейский парламент осудил “Свободу” за “расистские, антисемитские и ксенофобские взгляды” и призвал украинские политические партии "не ассоциироваться, не поддерживать и не создавать коалиции с этой партией".
Влиятельные фигуры в Вашингтоне придерживались иной точки зрения: для них движение на Майдане представляло собой возможность достичь давней цели - втянуть Украину в западную орбиту. Учитывая исторические связи Украины с Россией, ее интеграция с Западом также может быть использована для подрыва правления президента России Владимира Путина.
Как однажды написал покойный Збигнев Бжезинский, влиятельный бывший советник президента Джимми Картера по национальной безопасности: “Без Украины Россия перестанет быть евразийской империей”. За два месяца до начала протестов в Киеве Карл Гершман, глава Национального фонда в поддержку демократии, назвал Украину “главным призом” в соперничестве Запада с Россией. Поглощение Украины, как объяснил Гершман, может оставить Путина “в проигрыше не только в ближнем зарубежье", то есть в бывших советских сателлитах, "но и в самой России”. Вскоре после этого высокопоставленный представитель Госдепартамента Нуланд похвасталась, что Соединенные Штаты “инвестировали более 5 миллиардов долларов”, чтобы помочь прозападным группам “гражданского общества” добиться “безопасной, процветающей и демократической Украины”.
Стремясь извлечь выгоду из беспорядков, американские деятели, включая Нуланд, сенатора-республиканца. Джон Маккейн и сенатор-демократ Дж. Крис Мерфи посетил площадь Майдан. В знак поддержки радикальной фракции движения, которая вышла за рамки поддержки торгового соглашения с ЕС и потребовала отставки Януковича, трио встретилось наедине с Тягнибоком и вышло с ним на сцену. Миссия сенаторов, по словам Мерфи, состояла в том, чтобы “обеспечить здесь мирный переходный период”.
Наиболее значимую поддержку движению Майдана со стороны США оказал тогдашний вице-президент Джо Байден. “Ничто не оказало бы большего влияния на обеспечение наших интересов и интересов всего мира в Европе, чем создание демократической, процветающей и независимой Украины в регионе”, - сказал Байден.
По словам Андрея Телиженко, бывшего чиновника украинского правительства, который в этот период тесно сотрудничал с западными официальными лицами, роль правительства США выходила далеко за рамки этих громких проявлений солидарности.
“Как только это переросло во что-то, в более масштабный Майдан, в начале декабря, это, по сути, было полностью согласовано с посольством США”, - вспоминает Телиженко. “Полностью, полностью”.
Когда начались протесты, Телиженко работал советником члена украинского парламента. Часть своей юности Телиженко провел в Канаде и Соединенных Штатах, благодаря свободному английскому языку и связям с западными странами он получил должность, помогающую ему курировать международные отношения движения Майдан. В этой роли он организовывал встречи и координировал меры безопасности для иностранных гостей, включая посла США Джеффри Пайетта, Нуланд и Маккейна. Большинство их брифингов проходили в киевском Доме профсоюзов, фактической штаб-квартире движения в центре города.
Телиженко говорит, что Пайетт регулярно согласовывал с лидерами Майдана стратегию протеста. Во время одной встречи посол наблюдал, как члены "Правого сектора" собирали бутылки с зажигательной смесью, которые затем бросали в полицейских, пытавшихся войти в здание. Иногда посол США не одобрял тактику своих коллег. “Посольство США будет критиковать, если произойдет что-то более радикальное, чем предполагалось по плану, потому что это плохо скажется на картине”, - сказал Телиженко.
Та зима была отмечена серией обострившихся столкновений. 20 февраля 2014 года снайперы смертельно ранили десятки протестующих на Майдане. Западные правительства приписали эти убийства силам Януковича. Однако перехваченный телефонный разговор между представителями НАТО свидетельствовал о другом.
В записанном разговоре министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт сказал министру иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон, что, по его мнению, за бойней стоят силы, поддерживающие Майдан. В Киеве, сообщил Паэт, “сейчас все больше и больше понимают, что за снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой [оппозиционной] коалиции”.
В попытке разрешить кризис на Майдане и избежать дальнейшего кровопролития европейские чиновники выступили посредниками в достижении компромисса между Януковичем и оппозицией. Соглашение от 21 февраля предусматривало формирование нового правительства национального единства, которое сохранило бы Януковича на своем посту с ограниченными полномочиями до досрочных выборов в конце года. В нем также содержался призыв к разоружению сил Майдана и выводу спецназа. Выполнив свою часть сделки, правительственные силы безопасности отступили. Но ультранационалистический контингент в лагере Майдана не был заинтересован в компромиссе.
“Мы не хотим видеть Януковича у власти”, - заявил в тот же день лидер движения "Майдан" Владимир Парасюк. “...И если сегодня утром вы не выступите с заявлением, требующим его отставки, тогда мы возьмем оружие и уйдем, я клянусь”.
Настаивая на смене режима, ультраправые также узурпировали лидерство более умеренных лидеров оппозиции, таких как Виталий Кличко, который поддержал соглашение о разделении власти.
“Целью было свержение правительства”, - говорит Телиженко. “Это была первая цель. И посольство США дало добро на все это. Они в основном поддерживали все это, потому что не приказывали им остановиться. Если бы они сказали им [лидерам Майдана] остановиться, они бы остановились”.
Очередная утечка информации о телефонном разговоре укрепила подозрения в том, что США поддерживают смену режима. На записи, предположительно перехваченной в январе российской или украинской разведкой, Нуланд и Пайетт обсуждали с Януковичем свой выбор лидеров в предполагаемом правительстве с разделением власти. Их беседа показала, что США оказали значительное влияние на фракцию, добивающуюся свержения украинского президента.
Тягнибок, откровенно антисемитский глава “Сводовой”, был бы “проблемой” на своем посту, беспокоилась Нуланд, и лучше бы он был "снаружи". Кличко, более умеренный участник Майдана, также был исключен. “Я не думаю, что Кличко должен входить в правительство”, - сказала Нуланд. “Я не думаю, что в этом есть необходимость. Я не думаю, что это хорошая идея”. Одной из причин была близость Кличко к Европейскому Союзу. Несмотря на публичные теплые слова своего правительства в адрес Европейского союза, Нуланд сказала Пайетту: “К черту ЕС”.
Два американских чиновника остановились на технократе Арсении Яценюке. “Я думаю, что Яц - тот самый парень”, - сказала Нуланд. К тому моменту Яценюк поддержал насильственный мятеж. Отказ правительства от требований Майдана, по его словам, означает, что “люди получили право переходить от ненасильственных к насильственным средствам протеста”.
Единственным нерешенным вопросом, по словам Пайетта, было найти “кого-нибудь с международной репутацией, кто приехал бы сюда и помог разобраться с этим делом”. Нуланд ответила, что вице-президент Джо Байден и его старший помощник Джейк Салливан, который сейчас является советником Байдена по национальной безопасности, подписали контракт, чтобы обеспечить “отличное взаимодействие и соблюдение [деталей]”.
Всего через несколько часов после того, как было достигнуто соглашение о разделении власти, пожелания Нуланд были удовлетворены. Янукович, которого больше не защищали его вооруженные силы, бежал из столицы. Ободренные саботажем перемирия о разделении власти, заключенного при посредничестве ЕС, участники движения "Майдан" штурмовали украинский парламент и добились формирования нового правительства. В нарушение парламентских правил процедуры импичмента и при отсутствии достаточного кворума Александр Турчинов был назначен новым исполняющим обязанности президента. Премьер-министром был назначен поддерживаемый Нуланд Яценюк.
Отражая их влияние, по меньшей мере пять постов в правительстве после государственного переворота в сфере национальной безопасности, обороны и правоохранительных органов были отданы членам "Свободы" и ее ультраправому союзнику "Правому сектору".
“Неприятная правда заключается в том, что значительная часть нынешнего правительства Киева – и протестующие, которые привели его к власти, – на самом деле являются фашистами”, - написали Эндрю Фоксолл, ныне представитель министерства обороны Великобритании, и Орен Кесслер, аналитик из Тель-Авива, в журнале Foreign Policy в следующем месяце. Отрицая какую-либо роль в свержении Януковича, администрация Обамы немедленно одобрила это, поскольку госсекретарь Джон Керри выразил “решительную поддержку” новому правительству.
В своих мемуарах бывший старший помощник Обамы Бен Родс признал, что Нуланд и Пайетт “говорили так, как будто они выбирали новое правительство, оценивая различных украинских лидеров”. Вместо того чтобы развеять это впечатление, он признал, что некоторые из “лидеров Майдана” получали гранты от американских программ продвижения демократии".
В 2012 году одна из промайдановских групп, Center UA, получила большую часть пожертвований в размере более 500 000 долларов от Агентства США по международному развитию (USAID), Национального фонда в поддержку демократии, основателя eBay Пьера Омидьяра и финансиста Джорджа Сороса.
По собственным подсчетам, Международный фонд Сороса "Возрождение" потратил на Украину более 109 миллионов долларов в период с 2004 по 2014 год. В просочившихся документах бывший член правления IRF даже похвастался, что его партнеры “были главной движущей силой и основой движения Майдана” и что без финансирования Сороса “революция, возможно, не увенчалась бы успехом". Спустя несколько недель после государственного переворота в стратегическом документе IRF отмечалось: “Как и во время протестов на Майдане, представители IRF находятся в самом разгаре переходного процесса в Украине”.
Джеффри Сакс, профессор Колумбийского университета, который консультировал Украину по вопросам экономической политики в начале 1990-х годов, посетил Киев вскоре после государственного переворота, чтобы проконсультироваться с новым правительством.
“Меня провели по Майдану, где все еще толпились люди”, - вспоминает Сакс. “Там были американские неправительственные организации, и они рассказывали мне: "О, мы заплатили за это, мы заплатили за то. Мы финансировали это восстание". У меня внутри все перевернулось”. Сакс считает, что эти группы действовали по указке разведки США. Что касается “финансирования этого восстания”, - говорит он, - они не делали этого самостоятельно, как хорошие неправительственные организации. Это внебюджетное финансирование операции по смене режима в США”.
Спустя несколько недель после того, как сенатор Мерфи пообещал осуществить “переходный период” в Украине, он открыто поставил это себе в заслугу. “Я действительно думаю, что четкая позиция Соединенных Штатов отчасти помогла привести к смене режима”, - сказал Мерфи. “Я думаю, что именно наша роль, включая санкции и угрозы применения санкций, частично вынудила Януковича покинуть свой пост”.