Работы по 80-см телескопу в одесской астрономической обсерватории
Продолжение работ по телескопу началось с испытания оптики по звёздам, которые до этого не проводились. Для этого пришлось перебрать гиревой часовой механизм который был неправильно собран и вращался в обратную сторону. Телескоп отюстировали и испытали. По заключению Н.Н.Фащевского оптика показала вполне удовлетворительные результаты, но ещё раз убедились в неудачной конструкции трубы и необходимости реконструкции монтировки. После этого трубу телескопа и монтировку разобрали, оптику упаковали на хранение
Дальнейшие работы проводились по механике с целью увеличения её жесткости, несущей способности, облегчения и возможности автоматизации при соблюдении необходимой точности. Для этого разработана конструкция трубы, на основе имеющейся которая легче и жестче предыдущей.
На рис.1. 1-оправа вторичного зеркала. 2-поддерживающие штанги (3шт.). 3-дополнительные растяжки (3шт.). 4-центральная опора. 5-лёгкая бленда главного зеркала 6-оправа главного зеркала . 7-механизм разгрузки и коллимации главного зеркала 8-центральная термокомпенсированая опора зеркала . 9-силовой поддерживаюший угольник
10-фланец крепления трубы к оси склонений 11-силовая косынка. 12-устройство крепления, фокусировки и юстировки вторичного зеркала.
Провели полную ревизию монтировки АПШ-6 и определили пути её реконструкции. Основное внимание уделили оси склонений. Она была самым слабым звеном и не имела никакой возможности автоматизации. На рис.-2 показано схема оси в исходном состоянии. Здесь видно, на корпусе имеется немало лишнего металла, который в дальнейшем не имеет конструкционного значения и только добавляет вес и лишние противовесы, а фланец крепления трубы на самой оси имеет вылет 107мм до ближайшей опорной поверхности, что значительно уменьшает жесткость конструкции. Передний конец оси не имеет опорного подшипника
Рис.-2. Схема оси склонений АПШ – 6 в исходном состоянии
1-корпус , 2-передние радиальные подшипники, 3-ось склонений, 4-втулка конических шестерёнок,5-корпус подшипников,6-регулировочные гайки,7-задние радиальные подшипники,8-выжимная втулка, 9-замыкающая шайба, 10- регулировочные гайки, 11-фланец крепления трубы.
Прежде всего, необходима была механическая обработка корпуса оси. Для этого была сделана специальная оснастка на токарный станок 1К62, а сам станок прошел большую модернизацию, что позволило обработать такие крупные детали как корпус оси саму ось, червячное колесо.
В результате, на корпусе проточены с необходимой точностью базовая поверхность для крепления опорного фланца червяка и на передний конец корпуса установлен упорный подшипник скольжения. На фланце оси также проточена базовая поверхность для установки с нужной точностью червячного колеса с зажимным хомутом. Вылет оси ликвидировали, а саму ось несколько укоротили. На заднем конце оси крайний подшипник заменили роликовым радиально упорным.
Затем, весь узел оси склонений был собран и проконтролирован на относительные несоосности. Они оказались не более 10 микрон. На рис.-3 показана схема реконструированной оси склонений, а на рис.-4 её фотография.
Рис.-3 Схема реконструированной оси склонений.
1- зажимной хомут червячного колеса, 2- втулка червячного колеса, 3- червяк, 4- зажимной хомут опорного фланца червяка, 5- втулка опорного фланца червяка, 6- регулировочная гайка, 7- корпус оси, 8- ось склонений, 9- задний радиальный подшипник, 10- задний радиально упорный подшипник, 11- передние радиальные подшипники, 12- опорный фланец червяка, 13- червячное колесо, 14- ступица червячного колеса, 15- упорный подшипник скольжения.
Рис.-4 Ось склонений после реконструкции.
На сегодняшний день монтировка готова к установки управляющих приводов и дальнейшие работы будут проводится по трубе телескопа.
18 декабря 2009г. Подлесняк С.В.