Автор Тема: Про космический мусор  (Прочитано 201770 раз)

Тоха

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 26
Re: Про космический мусор
« Ответ #15 : Февраль 12, 2009, 11:39:36 »
Гм, странно. На Астрофоруме вроде писали о том, что РОСКОСМОС еще мертвый спутник нашим не признал.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #16 : Февраль 12, 2009, 12:05:41 »
Гм, странно. На Астрофоруме вроде писали о том, что РОСКОСМОС еще мертвый спутник нашим не признал.

В предыдущем посте я процитировал эти высказывания Роскосмоса. Но это чистой воды формальность. Де-факто уже признали и даже попросили нас пронаблюдать фрагменты спутников оптикой.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #17 : Февраль 12, 2009, 12:07:56 »
Я заметил, что как только Агапов уезжает в Вену на подкомитет ООН по мирному использованию космоса, то сразу что-то происходит. В прошлый раз американцы спутник сбили, сейчас столкновение.  :D

По идее, действильно по хорошему надо бы понаблюдать, но команды дать некому  ;D

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #18 : Февраль 12, 2009, 21:12:33 »
http://news.mail.ru/society/2366993/

ДТП в космосе грозит Земле радиоактивным поясом

Над Сибирью в среду вечером столкнулись два спутника — российский и американский. Инцидент был предсказуем, и американская сторона могла его не допустить. Эксперты исключают возможность падения космических обломков на головы землян, но допускают, что отдельные части разрушенных аппаратов могут оказаться на орбите МКС и даже старых советских космических аппаратов серии УС-А с ядерными реакторами.

Первой тревогу забила американская телекомпания Си-Би-Эс. Ссылаясь на представителя Национального аэрокосмического агентства США Николаса Джонсона, она сообщила, что на высоте 780 километров в небе над северной Сибирью столкнулись два космических аппарата. ВВС США вскоре уточнили, что речь идет о коммерческом спутнике американской компании спутниковой связи «Иридиум», и о российском военном «Космосе 2251», запущенном в 1993 году и выведенном из употребления около 10 лет назад. На месте их столкновения теперь наблюдается лишь облако обломков, констатировали ученые НАСА.

На работу корпорации «Иридиум» — а она предоставляет услуги сотовой связи по всему земному шару — инцидент не повлиял: на текущий момент она обладает орбитальной группировкой в 65 спутников, не считая аппаратов-дублеров, и утрата одного прошла для нее незамеченной. А вот то, что не так далеко от Международной космической станции появилось большое количество обломков, может оказаться фактором риска. Правда, пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев заявил, что МКС ничто не угрожает: «Для МКС, для экипажа проблем нет. По крайней мере, наши баллистики в ЦУПе отслеживают ситуацию — орбиты разные».

А вот по мнению редактора-обозревателя журнала «Новости космонавтики» Игоря Лисова, риск для МКС все равно есть: «Это требует аккуратных расчетов. И проблема здесь состоит в том, что пока параметры орбиты обломков не определены. Их образовалось несколько тысяч. По опыту китайского перехвата 2007 года их несколько тысяч. Каждый отдельный обломок надо засечь три раза, чтобы определить его орбиту. А лучше больше, чтобы определить ее надежно. Их летает тысячи, и как из них выбрать один и тот же — это задача на несколько недель. Все это время достоверного прогноза не будет вообще. По факту столкновение было на высоте примерно 780 километров. Некоторые обломки могли получить в силу чисто случайных причин превращения скорости в отрицательном направлении и уйти на более низкую орбиту. То есть некоторая небольшая их часть в перигее может оказаться на высоте полета МКС. Пока это единственное, что можно сказать».

Вес одного из спутников достигал 450 килограммов, другого — приближался к 800. Сейчас многие обеспокоены, что обломки не останутся на орбите и не сгорят в атмосфере, а упадут на Землю, причинив вред людям. Лисов допустил, что такая вероятность есть, но указал, что она невелика: «В принципе могут, хотя это крайне маловероятно. И вообще за 50 лет космической эры ни один человек не пострадал от падения космических обломков. Вот корову убило — было дело».

Игорь Лисов говорит, что теоретически вероятность новых столкновений сохраняется в любой момент: «Любой из спутников может пострадать в столкновении. Потому что только зарегистрированных частиц от ракетных ступеней и спутников до самых маленьких до этого удара было порядка 12 тысяч на орбите. Так что вероятность такая, к сожалению, есть».

И все же она крайне мала. Японские эксперты из аэрокосмического агентства ДЖАКСА даже назвали инцидент немыслимым, говоря, что вероятность повторения такого намного ниже вероятности падения метеорита из космоса на голову прохожего на улице. С этим согласен и российский эксперт — он рассказал, что отслеживанием траекторий движения всех объектов, находящихся на орбите, занимаются сразу два крупных центра. И обычно их усилий достаточно, чтобы в космосе не происходило никаких столкновений. «Две службы в мире — американское космическое командование ВВС и наш Центр контроля космического пространства — имеют хорошие каталоги космических объектов, то есть отслеживают каждый из них, зная, где находится каждый в каждую минуту. Безусловно, все данные на оба аппарата и в том, и в другом были. Прогноз этого сближения по элементам орбиты задним числом сделан, он показывает сближение примерно на 800 метров. То есть по идее должно было быть в обязательном порядке предупреждение об опасном сближении. Но нам его было передавать бесполезно, поскольку спутнику 15 лет и он давно умер, да и двигательной установки на нем нет. А вот американский “Иридиум” двигательную установку имел и технически уклониться от сближения мог», — подчеркнул обозреватель «Новостей космонавтики». И указал, что ответ на вопрос, почему «американец» этого не сделал, может дать лишь американская сторона.

Днем в четверг российские СМИ сообщили, что обломки спутников могли достигнуть старых советских космических аппаратов серии УС-А. Изначально они были предназначены для слежения за ВМФ потенциального противника и после выведения из строя находились примерно на той же высоте, где произошла катастрофа. Те спутники были оснащены ядерными реакторами, и якобы теперь они могут быть повреждены, и в результате на орбите появится пояс радиоактивных обломков. Игорь Лисов сказал, что и такой вариант развития событий не может быть полностью исключен: «В принципе это все довольно близко к истине. Правда, надо сказать, что орбита захоронения спутников типа УС-А находится немного выше — 900-950 километров. Поэтому до них достанет не так много обломков, как до аппаратов, “живущих” на 800 километров. Но, конечно, для них угроза тоже повышается».

На то, чтобы окончательно установить, какие последствия повлечет за собой столкновение двух спутников, потребуются недели. Все надеются, что эффект не окажется слишком разрушительным. Расчетами, которые позволят уберечь действующие орбитальные аппараты от новых обломков, заняты крупнейшие космические агентства по всему миру.

Матвей Попов

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #19 : Февраль 12, 2009, 21:24:14 »
http://www.infox.ru/authority/defence/2009/02/12/iridium_strela.phtml

«Угрозы для спутников более чем реальны»

Американским властям еще предстоит выяснить, кто и почему допустил гибель спутника Iridium, работающего в интересах Пентагона. В том, что именно произошло на орбите вечером 10 февраля, специально для Infox.ru разобрался редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

Вечером 11 февраля стало известно о чрезвычайном происшествии в космосе – первом в истории столкновении двух спутников на орбите вокруг Земли. Ночные заявления пресс-службы и экспертов NASA, включая всемирно известного специалиста по космическому мусору Николаса Джонсона, подкрепленные математическим моделированием, позволяют утверждать, что 10 февраля в 16.56 UTC над полуостровом Таймыр, над точкой 72.5° с. ш., 97.9° в. д., на высоте 788.6 км над поверхностью земного эллипсоида столкнулись два спутника – российский «Космос-2251», который двигался в общем направлении с запада на восток, и американский Iridium 33, двигавшийся ему наперерез с юга на север.

Скорости их были очень близки и составляли примерно по 7470 м/с. Траектории лежали практически перпендикулярно, так что относительная скорость составила почти 10,5 тыс. м/с – или 37,9 тыс. км/ч.

Участники событий

Ни один из участников космического ДТП не сделал попытки избежать столкновения. Впрочем, российский спутник и не мог этого сделать, так как не имел двигательной установки. Аппарат «Стрела-2М», разработанный и изготовленный в НПО прикладной механики имени Решетнева (ныне ОАО ИСС), был запущен 16 июня 1993 года и работал в составе ведомственной системы связи. К моменту аварии он уже давно был выведен из эксплуатации: проработать 16 лет российские спутники пока могут лишь в исключительных случаях.

Американский Iridium 33, разработанный и изготовленный компанией Lockheed Martin, стартовал 14 сентября 1997 года и работал в одноименной системе связи. Первоначальные планы ее использования, ориентированные на персональную связь в отдаленных районах, оказались несостоятельными. Международный консорциум, вложившийся в создание системы, обанкротился, а его активы – спутниковая группировка и наземные станции управления и сопряжения – достались за бесценок новому владельцу. Вскоре компания Iridium Satellite LLC заключила договор с минобороны США на предоставление услуг спутниковой связи.

В отличие от «Стрелы-2М» аппараты Iridium оснащены двигательной установкой и способны маневрировать. Каждый из них в ходе своего полета совершил подъем с орбиты выведения на рабочую орбиту, затратив на это до 200—300 м/с характеристической скорости. Аппараты, вышедшие из строя, в нескольких случаях уводились с рабочей орбиты вниз с аналогичными затратами топлива. Для уклонения же от столкновения достаточно импульса всего в 1 м/с. Таким образом, техническая возможность уйти от аварии у американца была – разумеется, если его операторы были предупреждены о предстоящем столкновении заблаговременно и двигательная установка аппарата была исправна.

Вопрос об ответственности

Две организации в мире имеют достаточно полные каталоги орбитальных объектов и могут прогнозировать движение каждого из них и предсказывать опасные сближения на орбите – это 21−е космическое крыло Космического командования ВВС США и Центр контроля космического пространства в составе Космических войск России. В американском каталоге по состоянию на 9 февраля 2009 года было 13 023 космических объекта – спутников, ступеней и фрагментов, а еще около 5 тыс. сопровождались средствами США, но не были внесены в каталог. Средствами российской ККП контролируется порядка 10 тыс. объектов и сопровождается более 5 тыс. И речь идет лишь о сравнительно крупных объектах размером порядка 5−-10 см и более; число опасных фрагментов сантиметрового и миллиметрового класса исчисляется сотнями тысяч.

Предупреждения об опасных сближениях с Международной космической станцией поступают в два Центра управления полетом от обоих центров контроля; за счет такого дублирования повышается достоверность прогноза. За десять лет полета станции осуществлено семь маневров уклонения от опасных космических объектов. Известны также случаи уклонения гражданских американских космических аппаратов для исследования Земли из космоса на основании предупреждений Космического командования ВВС.

Совершенно невозможно представить, чтобы американцы не составляли прогнозы опасных сближений для всех эксплуатируемых спутников своей орбитальной группировки, и уж во всяком случае – для спутников, используемых главным образом в интересах минобороны США. При любой разумной организации такое предупреждение должно было быть выдано, и спутник должен был сманеврировать, чтобы уйти от удара. Почему этого не случилось? Хотелось бы, чтобы на этот вопрос ответили компетентные органы США.

Прогноз столкновения

Обстоятельства столкновения мы определили по последним доступным комплектам орбитальных элементов обоих аппаратов с использованием общедоступного программного обеспечения.

Прогноз показал, что два спутника пройдут в 800 метрах друг от друга. Фактически же они столкнулись. Ошибка находится в пределах точности прогноза по программе, алгоритм которой был опубликован еще в 1980 году. Несомненно, сегодня на вооружении обеих служб ККП находятся значительно более точные методы и программы для прогнозирования орбитального движения космических аппаратов. Но в любом случае при получении прогноза сближения на расстояние менее километра маневр уклонения представляется обязательным.

Кстати сказать, при самом беглом поиске других опасных сближений выяснилось, что уже 11 февраля спутник Iridium 15 прошел в 2,9 тыс. метрах от фрагмента спутника «Космос-2298» – еще одной «Стрелы-2М». Таким образом, угрозы для работающих аппаратов сегодня более чем реальны.

Последствия ДТП на орбите

Пока известно, что в результате столкновения 10 февраля образовалось не менее 600 фрагментов, однако более вероятно, что их количество составляет несколько тысяч. Ни один объект пока не внесен в американский каталог объектов; известно лишь, что они находятся в диапазоне высот от 500 и 1300 км. Определение орбит космических обломков займет не одну неделю: ведь для этого нужно опознать и пронаблюдать несколько раз каждый из фрагментов (!). Только после этого можно будет делать точные прогнозы опасных сближений с ними.

Пока же об увеличении угрозы космического мусора можно говорить лишь в статистическом плане, тем более что имеется благодатная почва для сравнения. 11 января 2007 года Китай произвел экспериментальный перехват своего неисправного метеоспутника «Фэнъюнь-1C» на высоте 850 км. Число фрагментов, образовавшихся в результате этой операции, к настоящему времени превысило 2,5 тыс., и они увеличили «населенность» космоса сразу на четверть. Обломки, получившие в результате столкновения приращения скорости самых разных величин и направлений, разошлись по орбитам как выше, так и ниже исходной и со временем образовали почти сферическую оболочку вокруг Земли с максимумом плотности на высоте 850 км.

Учитывая большую относительную скорость в последнем столкновении и большую суммарную массу двух аппаратов, можно ожидать появления еще одной, еще более плотной «оболочки» с максимумом на 780 км.

На данном этапе максимальную опасность они представляют для аппаратов, работающих на тех же высотах. Это – остальные спутники системы Iridium и многочисленные метеоспутники и спутники дистанционного зондирования Земли, принадлежащие разным странам. Отдельные фрагменты, ушедшие значительно выше и ниже, могут угрожать и другим космическим аппаратам, в том числе и МКС.

В течение десятков лет из-за торможения в верхней атмосфере, скорость которого индивидуальна для каждого фрагмента и соответствует его массе и плотности, все эти «оболочки» будут оседать в направлении земной поверхности. Если, конечно, не будет достигнута «критическая масса» фрагментов, при которой начнется цепная реакция разрушений. В последнем случае космос может оказаться надолго – на десятилетия – закрыт от многих видов космической деятельности.

http://www.infox.ru/authority/defence/2009/02/12/iridium_strela_1.phtml

До сих пор было зарегистрировано три достоверных случая столкновений зарегистрированных фрагментов космического мусора.

Первый из них произошел 24 июля 1996 года, когда фрагмент верхней ступени европейской ракеты-носителя Ariane 1 снес штангу гравитационной стабилизации французского мини-спутника CERISE. При этом аппарат остался жив и даже был возвращен в строй после аварии.

В 2008 году стало известно еще о двух эпизодах: в декабре 1991 года, когда навигационный спутник «Космос-1934» столкнулся с фрагментом аналогичного аппарата, и 17 января 2005 года, когда в американскую ракетную ступень угодил фрагмент разрушения ступени китайской.

Незарегистрированный фрагмент космического мусора является главным подозреваемым и в «деле» о внезапной разгерметизации и выходе из строя российского связного аппарата «Экспресс-АМ11» 29 марта 2006 года.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #20 : Февраль 13, 2009, 00:00:47 »
http://www.lenta.ru/news/2009/02/12/fail/

Пентагон признал ошибку в расчетах траектории разбившегося спутника

Представитель Пентагона Брайан Уитмен признал ошибку в расчетах траектории коммерческого спутника, заявив, что его столкновение с российским военным спутником стало для Пентагона неожиданностью. Об этом сообщает AFP.
"Мы никак не ожидали столкновения. Невозможно отследить движение всех объектов на орбите, и этот инцидент еще раз говорит о необходимости тесного сотрудничества между странами по вопросам космоса", - заявил Уитмен.

По подсчетам специалистов, на данный момент на околоземной орбите находятся около 18 тысяч объектов.

11 февраля спутник американской компании спутниковой связи Iridium столкнулся с российским военным спутником, запущенным в 1993 году и выведенным из употребления через два года.

По словам представителя Национального аэрокосмического агентства США (NASA) Джона Йембрика, до 11 февраля в космосе были зафиксированы три случая столкновения объектов на околоземной орбите, однако все эти объекты имели совсем небольшие размеры - это были корпусы ракетных двигателей и малые спутники.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #21 : Февраль 13, 2009, 15:41:34 »
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1117831

Столкновения на околоземной орбите

Газета «Коммерсантъ»   № 26(4081) от 13.02.2009
 

По данным Европейского космического агентства, сейчас на околоземных орбитах находится около 15 тыс. объектов искусственного происхождения размером более 10 см (большая их часть внесена в специальные каталоги) и более 350 тыс. более мелких, размером от 1 до 10 см. 7% каталогизированных объектов — действующие космические аппараты, 22% — выведенные из эксплуатации спутники, 17% — ступени и прочие части запущенных ракет, 54% — остальной космический мусор. До настоящего времени зафиксировано четыре столкновения в околоземном пространстве.

В декабре 1991 года на высоте около 980 км столкнулись выведенный из эксплуатации советский навигационный спутник "Космос-1934" (запущен в 1988 году) и фрагмент аналогичного спутника "Космос-926" (запущен в 1977 году). В результате "Космос-1934" развалился на две части, фрагмент "Космоса-926" превратился в пыль.

24 июля 1996 года на высоте около 700 км французский разведывательный спутник Cerise (запущен в 1995 году) врезался во фрагмент третьей ступени французской ракеты-носителя Ariane-1 (запущена в 1986 году). У спутника был поврежден стабилизатор, и вскоре он вышел из строя.

17 января 2005 года на высоте 885 км над Антарктидой произошло столкновение последней ступени американской ракеты-носителя Thor Burner-2A, летавшей в космосе с 1974 года, и обломка третьей ступени китайской ракеты-носителя Chang Zheng-4, запущенной в октябре 1999 года. Орбиты обоих тел изменились, американская ракета разделилась на части.

29 марта 2006 года внезапно отключился российский спутник связи "Экспресс-АМ11", висевший на геостационарной орбите (36 тыс. км). Связь с аппаратом удалось восстановить в тот же день, после чего выяснилось, что у него разрушена система терморегуляции. Спутник начал неконтролируемое вращение, и вскоре его вывели на орбиту захоронения. И. о. гендиректора ФГУП "Космическая связь" Юрий Измайлов заявил, что "Экспресс" был поврежден космическим мусором.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #22 : Февраль 13, 2009, 15:42:45 »

Россия и США не поделили орбиту
и засыпали ее мусором

Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) и командование космических войск РФ вчера подтвердили, что российский и американский спутники столкнулись во вторник над Красноярским краем. Разлетевшиеся от удара обломки космических аппаратов образовали облака мусора. Специалисты считают, что они могут угрожать другим находящимся на орбите военным и гражданским спутникам.

Как заявил ИТАР-ТАСС первый заместитель командующего космическими войсками генерал-майор Александр Якушин, спутники налетели друг на друга 10 февраля 2009 года в 19.56 по московскому времени на высоте около 800 км. Подобных столкновений на околоземной орбите еще не случалось. Как заявил представитель NASA Николас Джонсон, до этого агентство зафиксировало три случая столкновений, однако они не были столь масштабными и опасными. В настоящий момент в космосе разбросано до 18 тыс. единиц мусора общим весом более 2 тыс. тонн. В результате нынешнего столкновения примерно 600 обломков размером до 5 см разлетелись на высоте от 500 до 1,3 тыс. км, образовав два мусорных облака. По словам господина Джонсона, понять, куда они движутся, пока очень трудно. Помощник командующего космическими войсками подполковник Алексей Золотухин сообщил "Ъ": "На данный момент никакой опасности они не представляют. Однако предсказывать дальнейшее развитие ситуации рано".

Специалисты сходятся на том, что немедленной угрозы для международной космической станции (МКС) фрагменты разбившихся аппаратов не создали. МКС действует на высоте 350-370 км, что ниже орбиты столкновения на 450 км. По мнению Николаса Джонсона, облака мусора более опасны для космического телескопа Hubble, который находится на высоте 565 км. По словам официального представителя NASA Келли Хамфрис, не стоит опасаться и того, что обломки упадут на Землю, они сгорят при входе в атмосферу. Однако член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрей Ионин объяснил "Ъ": "Опасность состоит в другом. Это беспрецедентное столкновение высветило наконец проблему, о которой все страны, имеющие спутники в космосе, предпочитали молчать,— накапливание космического мусора". По мнению господина Ионина, процесс вскоре может принять лавинообразный характер. Образовавшиеся обломки могут зацепить другие спутники, что приведет к разрастанию мусорных облаков и уничтожению большого числа космических аппаратов.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #23 : Февраль 13, 2009, 15:44:30 »
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1117830

Что столкнулось в космосе

"Космос-2251" — низкоорбитальный российский военный спутник связи модели 11Ф626 ("Стрела-2М" или "Форпост"). Спутники этого типа были разработаны в НПО прикладной механики имени Решетнева (ныне ОАО "Информационные спутниковые системы") в конце 1960-х годов и приняты в эксплуатацию в 1974 году. Предназначены для обеспечения спецсвязи в интересах Минобороны. Высота — 17 м. Масса — 850 кг. Срок службы — три года. Всего на орбиту было выведено 49 таких спутников. "Космос-2251" был запущен 16 июня 1993 года с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя "Космос". Высота орбиты в апогее — 821 км, в перигее — 783 км. Наклонение орбиты — 74°. В 1995 году выведен из эксплуатации.

"Iridium-33" — спутник, входивший в одноименную сеть низкоорбитальной мобильной связи. Ее разработка началась в 1987 году компанией Motorola. В 1991 году была основана компания Iridium LLC, вложившая в проект около $7 млрд. 1 ноября 1998 года началось обслуживание первых абонентов, однако уже в августе 1999 года компания объявила о банкротстве из-за низкого спроса на услуги. В марте 2000 года суд обязал Motorola ликвидировать Iridium LLC и уничтожить группировку из 72 спутников. Однако в ноябре 2000 года спутники были переданы новой компании Iridium Satellite LLC, которая подписала контракт с Пентагоном на $250 млн. В декабре 2000 года началось обслуживание минобороны США, а затем возобновилась и коммерческая эксплуатация системы. Сейчас орбитальная группировка насчитывает 66 основных и 6 резервных спутников, обеспечивающих покрытие почти 100% поверхности Земли. Системой пользуются 286 тыс. абонентов, из них 20 тыс.— в минобороны США. Выручка за девять месяцев 2008 года — $244 млн, чистая прибыль — $52,3 млн. Iridium-33 был запущен 14 сентября 1997 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон-К" (одновременно были выведены еще шесть аналогичных спутников). Масса — 689 кг, высота орбиты — 780 км, наклонение орбиты — 86,4°. Размер в самой широкой части (разворот солнечных батарей) около 5 м. Первоначальный ресурс был определен в семь-девять лет, но затем продлен до 2014 года.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #24 : Февраль 13, 2009, 15:55:10 »
http://www.infox.ru/science/universe/2009/02/13/Pod_ugrozoy_nahodyat.phtml
Под угрозой находятся 20 спутников NASA

В результате столкновения американского спутника Iridium-33 и российского «Космос-2251» под угрозой оказались 20 спутников NASA.[/b]

В результате столкновения американского спутника Iridium-33 и российского «Космос-2251» под угрозу попали 20 спутников NASA. Несмотря на то что многие эксперты заявляют о минимальной опасности, которую представляет получившийся в результате столкновения космический мусор, все внимание NASA сейчас приковано к 20 спутникам, находящимся в районе орбиты, на которой произошло столкновение.

Спутники под угрозой

«Исходя из полученных данных от наших специалистов, мы считаем, что в зоне потенциальной опасности находятся 20 наших спутников. В настоящее время нельзя сказать, насколько вероятно столкновение спутников с космическим мусором, однако мы не исключаем такой возможности», — сказал Infox.ru представитель NASA Джон Ямбрик.

Спутники столкнулись 10 февраля в 16.56 UTC над полуостровом Таймыр, над точкой 72,5° с. ш., 97,9° в. д., на высоте 788,6 км над поверхностью земного эллипсоида. Скорости спутников составляли примерно по 7470 м/с. Траектории лежали практически перпендикулярно, так что относительная скорость составила почти 10,5 тыс. м/с или 37,9 тыс. км/ч.

Говоря об опасности для Международной космической станции, Ямбрик отметил, что «столкновение обломков с МКС маловероятно, однако полностью исключить этого нельзя».
Он подчеркнул, что специалисты NASA в настоящее время пытаются определить, сколько именно новых обломков космического мусора появилось в результате столкновения, и ведут пристальное наблюдение за другими космическими аппаратами, в том числе и за МКС.

Космический мусор

Всего, по оценкам NASA, в настоящее время в космосе находятся порядка 18 тыс. объектов космического мусора, превышающих в размерах 10 см. Нынешний инцидент, по оценкам специалистов, может добавить еще от двух до трех тысяч.

По словам официального представителя Пентагона Брайна Уитмана, у военных просто нет возможности следить за всеми 18 тыс. объектов сразу и предсказывать траекторию их движения. Его слова можно воспринимать как некое оправдание за то, что американская сторона не смогла предотвратить аварию и скорректировать траекторию движения спутника. В это трудно поверить, поскольку соответствующие программы, достаточно точно прогнозирующие возможность таких столкновений, существуют уже не один десяток лет. Российский спутник, запущенный в 1993 году и обеспечивавший ведомственную связь, к моменту столкновения был уже «захоронен» на орбите, то есть попросту не работал и являлся космическим мусором — скорректировать его движение было невозможно. И если раньше это был всего лишь один большой объект, то теперь он превратился как минимум в тысячу обломков разной величины.

«Хорошая новость в том, что как только обломки стабилизируются, их движение можно будет предсказывать. Плохая новость — что их слишком много», — сказал на форуме по национальной безопасности и космическим операциям бывший руководитель военных космических операций США, а ныне заместитель главы объединенного комитета штабов Джеймс Картрайт. «Поэтому в вышибалы придется играть еще десятилетиями», — пошутил Картрайт. По его словам, как только сигнал со спутника был потерян, компания-оператор тут же известила Пентагон о чрезвычайной ситуации.

Разумеется, потеря спутника — событие не рядовое. Однако, как заявили Infox.ru в компании Iridium, практически никаких проблем в результате столкновения не возникнет.
«Несмотря на то что это крайне необычная и маловероятная ситуация, наша группировка спутников создана таким образом, что может спокойно противостоять подобным происшествиям», — сказала пресс-секретарь компании Лиз Декастро. Она уточнила, что эксперты предпринимают все усилия для замены потерянного спутника на один из резервных, который находится на орбите. «Потеря спутника может выражаться в форме кратковременной потери связи у наших абонентов, однако уже к пятнице 13 февраля все проблемы должны быть устранены», — подчеркнула Декастро.

В течение последующих 30 дней компания планирует ввести в строй резервный спутник.

Любопытный момент

Как именно повлияют на «космическое движение» новые обломки, пока сказать сложно. Однако США уже высказали готовность к объединению усилий космических держав для предотвращения транспортных происшествий в космосе.

Так, Картрайт сказал, что намерен расширить обмен информацией о космическом мусоре между Россией, Китаем, Францией и другими странами. Кроме этого, по его словам, США должны сами улучшить систему предупреждений о космических событиях.

Как раз в этом и кроется один из любопытных моментов столкновения. Дело в том, что, действительно, от столкновения двух спутников фактически никто не пострадал. У Iridium достаточно как действующих спутников (их осталось 65), так и запасных, которые уже запущены в космос. Таким образом, даже на новый пуск тратиться не нужно. С другой стороны, особых претензий из Москвы по поводу столкновения с уже давно не действующим спутником также быть не должно. Наоборот, как бы некое извинение, вот, мол, наш мусор помешал.

Сейчас как у Пентагона, так и у NASA появилась хорошая возможность расширить финансирование своих программ, в том числе и по слежению за космическими объектами: речь идет о миллиардах долларов налогоплательщиков.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #25 : Февраль 13, 2009, 16:57:46 »
http://lenta.ru/news/2009/02/13/collision/

Ущерб от аварии американского спутника составил 50 миллионов долларов

Космический аппарат американской компании спутниковой связи Iridium, разбившийся в результате столкновения с российским спутником "Космос 2251", стоил около 50 миллионов долларов при запуске в 1997 году. Об этом член-корреспондент Академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков сообщил газете "Ведомости". 

При этом Россия может понести ответственность за то, что ее спутник столкнулся с американским. Согласно утвердившейся практике, за происшествия с объектами в космосе отвечают те государства, под юрисдикцией которых они находятся, заявил заместитель заведующего кафедрой международного права Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Сергей Малков. Так, СССР пришлось выплатить Канаде три миллиона канадских долларов после того, как в 1978 году советский спутник упал на территорию этой страны.

Компания Iridium ранее заявляла, что не собирается никого винить в произошедшем, так как столкновение произошло в результате крайне маловероятного стечения обстоятельств. По ее данным, катастрофа в космосе на работе спутниковой связи не отразилась.

Спутники врезались друг в друга 10 февраля над территорией Сибири. Российский "Космос 2251", имевший военное назначение, был запущен на орбиту в 1993 году и уже через два года выведен из эксплуатации. Представители аэрокосмических ведомств США и России заявили, что обломки космических аппаратов не угрожают Международной космической станции, которая находится ниже орбиты столкновения.

При этом представитель NASA Николас Джонсон заявил, что фрагменты спутников, разлетевшихся на высоты от 500 до 1300 километров, скорее могут представлять опасность для космического телескопа "Хаббл", который находится на высоте 565 километров, чем для МКС. Об этом пишет газета "Коммерсант".

Ранее представитель министерства обороны США признал ошибку в расчетах траектории коммерческого спутника, заявив, что его столкновение с российским стало для Пентагона неожиданностью.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #26 : Февраль 13, 2009, 19:23:56 »
http://news.mail.ru/society/2369353/

Обломки спутников упадут на российскую территорию, считают экологи

МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Экологи опасаются, что обломки столкнувшихся российского и американского спутников могут загрязнить обширную территорию России, сообщили РИА Новости в Общественном совете при Росприроднадзоре. К ним обратились представители нескольких крупнейших экологических организаций, обеспокоенных столкновением спутников над Сибирью.

ЧП произошло 10 февраля вечером. Космические аппараты Iridium (США) и «Космос-2251» столкнулись на высоте примерно 800 километров.

По словам председателя правления совета Константина Цыбко, экологи считают, что обломки спутников упадут на российскую территорию.

«Их беспокойство понятно, тем более, что в западных СМИ прошла информация о том, что на борту одного из спутников мог находиться ядерный реактор. Представляете, что может случиться, если часть обломков упадет, например, в озеро Байкал! Поэтому, чтобы предотвратить возможную опасность, экологи попросили нас официально обратиться в соответствующие ведомства, чтобы совместно с соответствующими органами взять под контроль расчеты падения обломков спутников на планету Земля», — сказал Цыбко.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #27 : Февраль 13, 2009, 22:26:37 »
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=4265

- Чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные правила космического движения, - считает председатель комиссии по проблемам космического мусора РАН, заместитель директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким.- Одним из первых реальных достижений в деле борьбы с космическим мусором стала выработка новых международных стандартов в отношении искусственных спутников Земли. Теперь на их борту должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит или направить к Земле. Желательно также оснащать спутники дополнительными системами управления, способными в случае поражения аппарата частицами мусора уводить его с рабочих орбит. «Кладбища спутников» располагаются на 200–300 км выше зоны геостационарных орбит. Другой важный шаг – внесение в международные правила использования космоса требования оснащать разгонные блоки ракет системами слива топлива. Оказавшись в космосе, после завершения маневра управляющая электроника в обязательном порядке должна открыть клапаны и выбросить излишки горючего. К сожалению, и этого порой недостаточно. Из-за особенностей топлива и невозможности полностью выбросить его из резервуаров взрываются даже «опустошенные» баки. А значит, должны быть предприняты меры по совершенствованию конструкции космических ракет с точки зрения их безопасности.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #28 : Февраль 18, 2009, 11:28:46 »
Даже Астронет обратил внимание на столкновение  ;D

http://www.astronet.ru/db/msg/1233463

Столкновение спутников на низкой околоземной орбите
18.02.2009

Пояснение: Как часто сталкиваются спутники? Хотя летающие в космосе крошечные обломки могут случайно ударить любой спутник, первое известное столкновение двух спутников произошло на прошлой неделе. Хотя количество запущенных спутников измеряется тысячами, малая вероятность столкновений объясняется огромными размерами космического пространства. Однако на прошлой неделе не функционирующий российский спутник связи Космос 2251 врезался прямо в действующий американский спутник связи Иридиум 33 над Сибирью в России. Оба спутника были разрушены. В результате возник расширяющийся рой из обломков, изображенный на врезке в этой картинке. Его появление увеличивает вероятность столкновения других работающих спутников с опасными массивными, быстро движущимися осколками. Столкновение произошло на низкой околоземной орбите на высоте всего в 750 километров, на которой летает достаточно много спутников. Однако она значительно выше, чем орбита пилотируемой Международной космической станции, находящейся на высоте в 350 километров. Так как после удара быстро движущихся кусков космического мусора спутники могут разрушиться, существует опасение, что в будущем столкновения спутников могут привести к каскаду разрушений, когда количество осколков и число столкновений станут быстро возрастать. В результате будущие пилотируемые космические полеты могут стать очень опасными, а время жизни дорогих спутников — все более коротким.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 58486
Re: Про космический мусор
« Ответ #29 : Февраль 20, 2009, 21:31:59 »
http://news.xinhuanet.com/english/2009-02/17/content_10835968.htm

Collision triggers calls for "space traffic regulations"

2009-02-17 20:30:01      Print
 
    BEIJING, Feb. 17 -- The U.S.-Russian satellite collision not only caused a disturbance to the outer space, but also helped to arouse concern among space explorers about such accidents. The whole world has been reflecting on the inefficiency of existing space surveillance systems and has been calling for the introduction of new "space traffic regulations."

    Different opinions and arguments

    Editor: Why did the existing monitoring system fail to prevent this collision?

    Guan Kejiang (People's Daily U.S. correspondent): The Pentagon admitted that the capabilities of US military's space surveillance are limited. It cannot supervise the movement of all objects in space and had made errors in calculations. Elizabeth Mailander, a spokesperson for US' Iridium Satellite LLC, said that they did not receive any prior warning. In addition, since the warnings they had previously received were not precise enough and there were too many satellites changing direction in orbit, they failed to avoid the threat.

    Yu Hongjian (People's Daily Russia correspondent): Russian space expert Igor Lisov explained that Russia's Kosmos-2251 satellite has stopped functioning as early as 1995. In contrast, the US Iridium 33 satellite was in normal working condition and its operational orbit could be controlled and adjusted. Lisov speculates that the US monitoring network was only paying attention to smaller space debris and ignored the larger defunct "dead satellites".

    Li Yan (People's Daily France correspondent): Philippe Goudy, deputy director of France's space center in Toulouse, thinks that the cause might have been careless monitoring by US operators. They had really underestimated the "destructive power" of flying debris in outer space.

    Debris not to be ignored

    Editor: This collision has brought new pressure to outer space traffic which was already congested enough. At present, how much space debris is there and how has it dispersed following the collision?

    Guan Kejiang: General James Cartwright, the U.S. Vice Chairman of the Joint Chiefs of Staff, said it will take a month or two for the debris to settle down before they can effectively track it. NASA officials believe that the debris will probably not pose a threat to the space shuttle that is scheduled to be launched later this month.

    Yu Hongjian: Major General Alexander Yakushin, chief of staff for the Russian military's Space Forces, said that the debris may be scattered over altitudes from 500 to 1,300 kilometers above the earth, traveling at speeds of around 200 meters per second. Russian cosmonaut Fyodor Yurchikhin, former commander of the International Space Station, thinks that the debris does not pose any immediate threat to the International Space Station currently, but after it is affected by gravity and changes orbit, it "will certainly threaten the ISS".

   Calls for information sharing

    Editor: With the increase of space debris, although monitoring systems of relevant countries are running on full power, debris monitoring and surveillance still require collaborative efforts from the international community. What are the reactions of the various parties involved?

    Guan Kejiang: Cartwright has said that the satellite collision accident demonstrates that all countries should improve the sharing of space information. In the future, countries should better exchange satellite orbit data with each other. US State Department spokesperson Rob McInturff said that all countries with interests in outer space should mutually cooperate in order to avoid similar accidents. Relevant parties in the US and Russia have already made contact. During the investigation process, U.S. and Russian experts may arrange further meetings.

    Li Yan: On February 13, Mazlan Othman, director of the United Nations Office for Outer Space Affairs, called upon member countries and international organizations to fully implement the "IADC Space Debris Mitigation Guidelines". He said the implementation of these guidelines will help protecting the environment in outer space and that the guidelines were written bearing in mind the interests of mankind. This organization will hold a seminar in Austria in the near future, inviting scientists to put forward suggestions for preventing space collisions.

    Urgent need for improvements in management

    Editor: Strengthening space surveillance has become a hot topic among various parties since the collision. What are experts' comments?

    Pang Zhihao (researcher at the China Academy of Space Technology): In outer space, except for geostationary orbits, whose orbital slots are allocated to all countries and managed by the International Telecommunication Union (ITU), spacecrafts and their space waste are barely regulated. At most, they are separately monitored by individual countries whose data are rarely shared.

    Establishing a system for the promotion of space safety is an important method of space traffic management. Yet few companies or countries have invested the corresponding resources in this area. Currently, participants from scientific and research institutions, multinational companies to satellite observation stations have collected large amounts of necessary data on space safety. However, the difficulty lies in how to integrate these various types of resources and make them mutually compatible. In addition, copyrights and commercial confidentiality must be taken into consideration. The basic principle on enacting space traffic regulations is how to "avoid" space debris and spacecrafts that are under "surveillance". Detailed study of the space environment and space forecasts should have the highest priority in establishing scientific space traffic regulations. There is still a long way to go before international conventions regarding space traffic rules can be met. In general, the monitoring and prevention of space debris requires a long-term cooperation from the international community.

    Du Heng (researcher at the Center for Space Science and Applied Research under the Chinese Academy of Sciences): Seeing the increase of spacecraft and space debris, people have been calling for the adoption of space traffic management since the 1990s. The latest satellite collision will definitely trigger a new round of concern and discussions. It is noteworthy that over 90 percent of space objects are debris, while operational spacecrafts account for less than 10 percent. We can only control these spacecrafts, yet their movements are not as controllable as those of a car, which responds quickly. Therefore, the concept of "traffic lights" must be abandoned. Current discussions mainly focus on the technical level of space surveillance, while "space traffic law" is still a very remote concept.

    (Source: People's Daily Online)
 
 Editor: Wang Yan