http://svpressa.ru/politic/article/145479/Приднестровье в обмен на Одессу
Сторонники «Великой Румынии» предлагают Киеву отдать часть территории «незалежной»
В воскресенье, 27 марта на митинге в центре Кишинева молдавские унионисты (сторонники поглощения страны Румынией) предложили Украине обмен территориями — отдать Киеву Приднестровье в обмен на находящуюся в составе Украины часть Бессарабии. Об этом заявил один из лидеров унионистского движения, редактор газеты Союза писателей Молдавии «Литература ши арта», академик Николае Дабижа. «Мы должны уступить Приднестровье в обмен на юг и север Бессарабии».
По сообщению «Независимой газеты», унионисты претендуют на территории в Одесской области, включая город Белгород-Днестровский (бывшая Белая крепость — Четатя Албэ), а также на Северную Буковину (современная территория Черновецкой области).
В ответ украинский политолог Виталий Кулик заявил газете, что в Киеве это даже не обсуждается, и что в таких случаях следует ждать реакции МИДа. Кулик напомнил, что в Одесской области «в прошлом году наблюдались сепаратистские движения, но был принят ряд превентивных мер и теперь лидеры сепаратистов либо арестованы, либо приструнены».
Напомним, в воскресенье в Кишиневе состоялись сразу две акции — одна за объединение с Румынией, другая — против. Сторонники «Великой Румынии» из Sfatul Tarii — 2 («Совет страны — 2») заявили, что Республика Молдова не должна существовать как самостоятельное государство, единственный для нее выход — интегрироваться в состав Румынии. «Сначала страна могла бы называться „Румыния — Республика Молдова“, с двумя правительствами — в Бухаресте и Кишиневе», — заявил Николае Дабижа. В 90-х годах прошлого века он был одним из лидеров «Народного фронта Молдавии», активно боролся за ее независимость от СССР и затем — за присоединение к Румынии. По его словам, объединение следует осуществить к марту 2018 года, когда исполнится сто лет после того, как в 1918 году на территорию современной Молдавии были введены румынские войска, и тогдашний Сфатул Цэрий проголосовал за объединение с Румынией.
До этого срока, как отмечено в документе, принятого на съезде унионистов, нужно провести ряд реформ, в частности, перейти от районов к уездам, ввести в обращение вместо лея единую валюту, унифицировать почту, полицию, таможню, упростить процедуру получения румынского гражданства, ввести профессиональную военную службу согласно стандартам НАТО и так далее.
Акция унионистов, собравшая около двух тысяч человек, организована гражданской платформой «Actiunea-2012» («Действие-2012»), которая включает неправительственные организации обеих стран, выступающие за объединение Румынии с Молдавией. Около двух тысяч унионистов, размахивая флагами соседнего государства и скандируя лозунги, призывающие к объединению двух стран, прошли маршем по центральной улице Кишинева. Среди участников манифестаций унионистов в Кишиневе были и граждане Румынии.
В этот же день в Кишиневе прошел масштабный митинг противников унионистов и сторонников молдавской государственности.
По словам лидера молодежного спортивного движения «Воевод» Николая Паскару, представители пяти общественных организаций вышли с протестом против идеи объединения Молдавии с Румынией. Лидер Партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон призвал политические силы и гражданское общество страны консолидировать усилия против действий унионистов. По его словам, сейчас «унионисты, которые выступают за ликвидацию Молдавии, становятся все более активными и пытаются вновь поднять новую волну унионизма». «Румыны — наши друзья, наши соседи. Мы уважаем их как независимое суверенное государство. Но просим и их уважать независимость и целостность Молдавии», — заявил Додон.
Ранее лидеры движения «Воевод», молодежного правительства Молдавии и других неправительственных организаций, выступающих за сохранение государственности, обратились к премьер-министру республики Павлу Филипу с открытым письмом, в котором призвали запретить деятельность унионистских структур на территории страны. В минувшую пятницу фракция социалистов в молдавском парламенте выступила с инициативой, которая предусматривает санкции, а также запрет всех организаций, и политических партий, выступающих за ликвидацию Молдавии. Однако это предложение не нашло поддержки среди законодателей.
Стоит отметить, что именно перспектива стать частью Румынии заставила левобережье Днестра взяться за оружие летом 1992 года. Сегодня сторонники объединения с Румынией понимают это гораздо лучше своих предшественников. Поэтому они думают о том, как выгодно и без потери лица избавиться от проблемного региона. При этом унионисты всегда выступали за включение в состав Румынии всей Бессарабии, включая современную правобережную Молдову, Южную Бессарабию (юг Одесской области), Северную Бессарабию (Хотин) и Буковину (Черновцы), которые были аннексированы Румынией после российской революции и возвращены Сталиным, который разделил эти территории между Молдавией и Украиной.
Отметим, что, несмотря на заявления Виталия Кулика, украинский МИД пока никак не отреагировал на предложение, выдвинутое участниками марша в Кишиневе.
— Не думаю, что размен территориями, предложенный унионистами, вообще возможен, — говорит политический обозреватель Виктор Шапинов.
— Выгоды для большинства сторон такого процесса совсем не перевешивают потери. Украинский режим получит полмиллиона нелояльного населения, относящегося к Киеву примерно также как жители ДНР и ЛНР. Это грозит новой войной, которую Киев уже просто «не потянет». Россия также не будет спокойно смотреть на то, как дружественная территория уходит недружественному режиму. Жители Южной Бессарабии, среди которых есть не только молдаване, но и болгары, русские, украинцы, вряд ли будет в восторге, оказавшись в Молдавии или Румынии.
«СП»: — Украинский политолог Виталий Кулик заявил НГ, что в Киеве это даже не обсуждается, и что в таких случаях следует ждать реакции МИДа. Следует ли ее ждать? Или Киеву сейчас не до того, и он пропустит это мимо ушей?
— Может быть, ведомство Климкина отреагирует, может быть — нет. Вообще-то экстравагантное геополитическое предложение по размену прозвучало от молдавских унионистов, а это довольно маргинальная политическая сила. Строго говоря, украинский МИД не обязан реагировать на такое предложение.
«СП»: — Даст ли Запад согласие на изменение границ одного из членов Евросоюза и НАТО? Или «хотелки» Румынии так и останутся «хотелками»?
— Молдавский режим представляет сегодня головную боль для США. Он абсолютно коррумпирован и не пользуется поддержкой в обществе. Если бы в Молдавии сейчас прошли выборы, то на них с разгромным счетом победили бы левые и пророссийские силы, что, конечно, не устраивает США. В этой ситуации аншлюс Молдавии был бы выходом. Но на такой резкий, недружественный по отношении к России и грозящий новой войной с Приднестровьем шаг вряд ли решится уходящая администрация Обамы.
«СП»: — Если представить себе, что объединение все же случилось, будет ли «Великая Румыния» больше давить на Киев в вопросе «обмена территориями»?
— Аппетит приходит во время еды: проглотив Молдавию, Бухарест будет предпринимать более активные усилия по присоединению Буковины и Буджака. Не секрет, что соседи — и Румыния, и Венгрия, и Польша, рассматривают украинские территории как источник собственного территориального приращения.
«СП»: — А если на Украине возобновятся процессы 2014 года, проще говоря, продолжится распад страны, воспользуются ли этим соседи?
— Обязательно. Не думаю, что они будут прямо присоединять этнические территории, но будут добиваться широкой автономии и фактической экономической интеграции.
«СП»: — В свое время одни только разговоры о перспективе объединения Молдавии с Румынией спровоцировали конфликт на Днестре. Может ли очередная попытка привести к гражданской войне уже в современной Молдове?
— Вполне. Идеи унионизма разделяют, по самым оптимистичным оценкам, не более 10−15%. Согласно последним опросам, сторонников «евразийского» вектора интеграции сегодня более 50%, вряд ли они будут молча терпеть насильственное присоединение к Румынии.
«СП»: — Как изменилось с осени соотношение граждан, желающих сближения с ЕС и желающих сближения с Западом? Как повлияли массовые протесты на эту цифру? И какими вы видите результаты этих протестов?
— Молдовой уже много лет правят так называемые «проевропейские» силы. По результату их правления поддержка курса «евроинтеграции» упала, а условно пророссийские силы, наоборот, нарастили поддержку. Люди не видят реальной отдачи от сближения с ЕС — с точки зрения экономики, «евроинтеграция» оказалась провалам, т.к. рынки Евросоюза остались закрытыми для молдавских производителей; а отмена визового режима распространяется только на туристические поездки, а не на трудовую миграцию. Что касается протестов, то они пока привели только к некоторым уступкам со стороны власти, контролируемой ведущим олигархом страны Владом Плахотнюком. Теперь президент будет избираться не парламентом, а всенародно, и этот пост, скорее всего, займет лидер оппозиционных социалистов Игорь Додон.
Вполне вероятно, что активизация унионистов является как раз ответом Плахотнюка на выступления оппозиции. Олигарх дает сигнал своим оппонентам, что в случае силового противостояния он может опереться на ультраправые банды. Такой сценарий уже был опробован в Украине и, возможно, Плахотнюк готовится перенять «передовой опыт» националистов.
«СП»: — Если все же состоятся досрочные или плановые выборы, каков шанс на них партий, поддерживающих идею объединения с Румынией?
— Открытые унионисты не наберут более 10%. Другое дело, что в определенной ситуации к ним могут присоединиться другие партии «проевропейской» ориентации. Но и все они вместе сегодня скорее проиграют выборы левым и пророссийским силам — об этом говорят цифры последних опросов общественного мнения.
Размен, предложенный сторонниками унии, нереален физически, — уверен член политисполкома, секретарь по идеологии ПСРМ Ион Чебан.
— Его, может, и могут поддержать некоторые жители нескольких районов Черновицкой области (Буковины), но однозначно не поддержит население юга Одесской области.
«СП»: — Почему молдавскому парламенту не удалось проголосовать за Декларацию о неприкосновенности суверенитета Молдовы? Означает ли это, что политическая элита поддерживает унионистов? Если да, какие практические шаги навстречу Румынии предпринимает молдавская власть?
— Голосование по декларации было отложено на неделю. Унионистов поддерживает часть научно-творческой элиты, но абсолютно не поддерживает большинство населения Молдовы. Молдавская власть способствует — начиная от тотального отказа от молдавского в сфере образования до шагов по созданию фактически жандармерии и даже армии, подчинённых Бухаресту.
«СП»: — Насколько нынешняя власть дискредитирует саму идею молдавской государственности? Может ли недовольство властью заставить людей думать, что в Румынии будет лучше?
— Нынешний правящий так называемый проевропейский альянс за почти 8 лет сумел полностью дискредитировать проект «европейской Молдовы», «истории успеха». Определённая часть населения страны переносит своё разочарование на саму идею молдавской государственности. Это очень опасная тенденция. Именно поэтому сегодня надо спасать независимую Молдову, восстанавливать доверие к этому проекту.
«СП»: — Насколько идея объединения популярна в Румынии? Поддерживают ли ее в ЕС и США?
— Эту идею поддерживает определенная часть населения Румынии, она популярна в других странах «новой Европы», за исключением Венгрии и Болгарии. Можно предположить что идея находит одобрение в политических кругах США, несмотря на отрицание, по крайней мере, посольства в Кишиневе, все же в ряде американских публикаций этому уделяют много внимания. В странах «старой Европы» к идее любого расширения относятся крайне холодно.
«СП»: — По словам лидера унионистской гражданской платформы Actiunea 2012 Джордже Симиона, одна из причин торможения процесса объединения «двух Румыний» — это затягивание с диалогом между Румынией и Россией. «Хотели мы или нет, нас разделили пактом Молотова-Риббентропа, то есть это было сделано Россией и Германией. Теперь Клаус Йоханнис должен решить этот вопрос с Ангелой Меркель и Владимиром Путиным. Думаю, в скором времени Румыния инициирует этот диалог», — говорит Симион. Как вы считаете, состоится ли такой диалог, и что от него ожидать?
— Уверен, что Россия ведет диалог с Румынией и всегда готова к диалогу, но также уверен, что у унионистского проекта нет никаких шансов найти поддержку в Москве.