В Венгрии начал работу новый астероидный обзор на старом 60-см Шмидте с полем зрения 3х3 градуса. Только что они открыли комету C/2022 A1 (Sarneczky)
https://www.minorplanetcenter.net/mpec/K22/K22A59.html, а до этого за 2 месяца открыли 24 АСЗ.
https://www.csillagaszat.hu/hirek/ket-honap-huszonnegy-foldkozeli-aszteroida-duborog-a-kisbolygogyar-piszkesteton/В сентябре и октябре обсерваторией Piszkéstetői было обнаружено в общей сложности 24 околоземных астероида, что сделало нашу страну самой успешной страной в гонке по оценке космических воздействий и рисков, за исключением американского континента.
Ровно год назад, в 2020 году. 9 ноября мы обнаружили с помощью 60-сантиметрового телескопа Шмидта обсерватории Piszkéstetői первый околоземный астероид, который является GINOP-2.3.2-15-2016-00003 это был первый значительный результат проекта ”Космические эффекты и риски" и основанной на нем научной программы. Благодаря поддержке самый большой ПЗС-детектор, доступный в настоящее время на коммерческой основе, 10560 х 10560 пикселей, был помещен внутрь почти шестидесятилетнего телескопа. Благодаря этому предыдущее поле зрения в 1,15 градуса на 1,15 градуса было увеличено до 3 градусов на 3 градуса, а благодаря камере с более высокой чувствительностью также была улучшена предельная яркость, достигаемая на единицу экспозиции. Однако для достижения достаточной эффективности поиска потребовался тестовый период в один год, который можно рассматривать как среднее время, затраченное на недавнюю исследовательскую программу.
Первые несколько месяцев не были обнадеживающими. Один или два слабых, медленно движущихся околоземных астероида, обнаруженных на снимках с длительной экспозицией, выбранных в качестве метода поиска, всегда оказывались сфотографированными ранее более крупными зарубежными телескопами, сканирующими небо, поэтому у нас не было открытия. Однако, глядя на астероиды, найденные другими, было замечено, что ни один из них уже не был зафиксирован на наших снимках, но из-за их быстрого движения они перемещались на снимках с большой экспозицией, поэтому программное обеспечение автоматического поиска, способное распознавать звездные или околозвездные объекты, больше не улавливало их след.
Более яркие и быстрые астероиды рядом с нами, казалось, избегали поисковых систем с большими телескопами из-за их более быстрого движения и меньшей видимости, чем более медленные, которые могли видеть в течение длительного времени. Именно отсюда возникла идея сократить время экспозиции со 120 секунд до 30 секунд, что вскоре принесло первый успех. Именно так 9 ноября 2020 года был обнаружен околоземный астероид VL1, и еще два открытия во второй половине месяца показали, что это может быть успешным методом. В декабре и январе из-за плохой погоды у нас было только одно открытие, но во время февральских морозных прояснений в нашу сеть за две ночи попали четыре околоземных астероида. Один из них был найден астрономом-любителем из Высокогорья, который просматривает отснятый материал, чтобы найти объекты, потерянные из-за слишком быстрого перемещения программного обеспечения.
Согласно опыту, метод позволял обнаруживать астероид каждые 2-3 ночи, что является довольно хорошим результатом, но еще не одно попадание в день, запланированное на момент написания тендера на разработку в 2015 году. Кроме того, при яркой луне на 30-секундных изображениях будет много шума, а ряд дефектов в ПЗС-чипе будет более выраженным, что очень затруднит поиск. Поэтому в конце февраля мы попытались выяснить, сможем ли мы обнаружить астероиды, которые проходили очень близко, поэтому двигались очень быстро, но в ответ были очень яркими. Программа, работавшая с 6-секундной экспозицией, увенчалась неожиданным быстрым успехом, несмотря на то, что при обнаружении DA2 магнитудой 17 в 2021 году в небе загорелась луна на 70%.
Проблема в том, что для того, чтобы применить дополнение смещения, нам нужно знать, в каком направлении и с какой скоростью движется астероид в небе. В случае астероидов главного пояса обычно существует средний вектор движения, с которым, суммируя изображения, большинство из них будут почти звездными в одном суммарном изображении. Однако околоземный астероид может двигаться в любом направлении и в очень высоком диапазоне скоростей. Таким образом, одного сложения недостаточно, но даже не десять, на самом деле, во всех направлениях, и при ряде предполагаемых скоростей смещения изображения должны быть сложены вместе. Метод был описан много лет назад, но поскольку задача – скажем, добавление десятков изображений объемом 100-200 мегабайт с 10 тысячами различных векторов движения – чрезвычайно сложна, потребовалось развитие вычислительной техники (появление и ускорение графических процессоров) для разработки первого программного обеспечения, доступного на рынке.
Мы провели летние месяцы, знакомясь с программным обеспечением, а затем, доверившись продолжительным августовским ночам, посвятили несколько ночей поискам. В дополнение к нескольким ночам без попаданий, однажды два околоземных астероида появились на десятках 26-секундных изображений десяти тысяч различных векторов. Это уже продемонстрировало потенциал метода, потому что, хотя можно сканировать меньшую площадь, чем если бы были выставлены три 30-секундных изображения, но астероид гораздо более тусклый, поэтому выигрыш в яркости 1-1,5 величины может быть решающим.
Долгий ясный период, начинающийся в начале сентября, и все более длинные ночи, наконец, дали возможность продлить программу. Сразу же в первую ясную ночь, 2 сентября, новое программное обеспечение выпустило ранее недоступный слабый околоземный астероид величиной почти 20, в то время как мы продолжали сканировать изображения по отдельности, чтобы найти умеренно вытянутые небесные тела, и передали изображения трем астрономам-любителям, чтобы они искали очень быстро движущиеся астероиды своими глазами.
Наконец, к 13 сентября, почти каждую ясную ночь обнаруживался ранее неизвестный околоземный астероид, и было две ночи, когда были идентифицированы два неизвестных небесных тела. Это поле зрения было пропорционально объему, который крупные американские программы производят с помощью телескопов аналогичного размера.