https://inosmi.ru/20250801/bezdomnye-273989439.htmlВ сенате планировали ликвидировать бездомность к 2030 году. Но теперь в Берлине будет столько бездомных, что хватит на целый крупный город.
Сегодня утром ровно шесть человек стоят в очереди перед прачечной так называемой городской миссии. Они очень терпеливы, несмотря на то, что утром уже довольно тепло и светит яркое солнце. У них много времени, потому что они бездомные. Но они не торопятся, ведь у них важная цель на сегодня. В больших сумках они несут грязную одежду, которую хотят постирать бесплатно.
Они ждут, когда в низком здании на территории городской миссии в Моабите наконец закончат работу Мартин и Мария, или Николаус и Берта, или Элизабет, Кете и Клара – так называются те, чьи имена написаны большими буквами на семи стиральных машинах. Городская миссия — это протестантская благотворительная организация, и стиральные машины здесь названы в честь святых. Прачечная — один из многих видов помощи, которые оказывает городская миссия, помогающая в первую очередь самым бедным.
Шесть человек в очереди — это "вершина айсберга" социального упадка в столице: как бездомные, они — наиболее заметная часть постоянно растущей группы бедных. По оценкам, бездомных насчитывается от шести тысяч до 10 тысяч человек. Но есть еще одна гораздо более многочисленная группа: люди, не имеющие постоянного места жительства.
"Число бездомных растет уже много лет", – говорит Тайлан Курт, представитель партии "Зеленые" в парламенте Берлина, ответственный за социальную политику. В настоящее время в Берлине проживает 55 тысяч бездомных, и их число продолжает расти. Три года назад их было 29 тысяч. Таким образом, за короткий период их число удвоилось и к 2030 году должно вырасти еще почти на 50%. "Это уже не малочисленная группа", — говорит Курт. Он запросил у сенатского управления по труду и социальным вопросам актуальные прогнозы.
Понятия "бездомный" и "без постоянного места жительства" звучат очень похоже, но между ними есть разница. Бездомные потеряли почти все: жилье, семью, работу. Они бросаются в глаза, независимо от того, тихо ли спят на скамейке в парке или громко кричат в метро в пьяном виде.
Другая группа людей обычно остается незамеченной: люди без постоянного места жительства – это невидимые бедняки города. Они потеряли жилье, но находят приют у других, ночуют у родственников или друзей в течение нескольких дней или недель. Некоторые женщины даже занимаются проституцией, чтобы переночевать – всегда найдутся мужчины, готовые воспользоваться бедственным положением других. Заявленной целью политики, в том числе и в Берлине, является не допустить, чтобы еще больше людей из лиц без постоянного места жительства превратились в бездомных.
Одна из тех, у кого нет постоянного места жительства – Каролина, которая помогает в прачечной городской миссии. "Некоторое время назад я потеряла квартиру и теперь постоянно ищу, где переночевать". Ей 36 лет, она родом из Польши и уже три года живет в Германии. Она рассказывает, что многие бездомные из Польши, Украины и России приезжают в Берлин, потому что здесь их не так строго преследует полиция и не сажают в тюрьму.
Она приехала не как бездомная, а из-за любви, и работала сиделкой для пожилых людей. Но потом подруга ее бросила, она оказалась на улице, ее обокрали, пришлось лечиться в больнице. В пункте выдачи одежды она услышала об организации помощи бездомным и теперь уже несколько месяцев работает здесь. "Сейчас я снова живу на улице", – говорит она. Грань между отсутствием постоянного жилья и бездомностью очень тонкая. "Моя цель — найти квартиру, но это сложно". Она рассказывает, что летом в Берлин приезжает больше бедных людей. "В парках видно, что их все больше".
К 2030 году число бездомных в Берлине должно вырасти почти до 86 тысяч. Об этом говорится в ответе сенатского управления на запрос Тайлана Курта. В управлении провели оценку потребностей районов в жилье и получили очень точное число: 85 657. В это число входят 11 500 так называемых "лиц с измененным статусом", то есть беженцев, чья процедура предоставления убежища завершена и которые живут здесь без жилья.
К ним добавляются все те беженцы, которые находятся в ведении земельного управления по делам беженцев и чья процедура предоставления убежища еще не завершена. Если их тоже включить в подсчет, то, по прогнозам сената, в 2030 году в жилье будет нуждаться 114 564 человека.
В Германии административная единица с населением от 100 тысяч человек считается крупным городом. Это означает, что через пять лет Берлин может столкнуться с проблемой, что у группы людей, равной населению крупного города, не будет жилья. 2030 год упоминается и в коалиционном соглашении "черно-красного" сената: сенат поставил перед собой цель покончить с бездомностью в городе именно к 2030 году.
"Это благородная цель, — говорит Тайлан Курт. — Но сенат делает все, чтобы ее не реализовать. Он просто не действует". Курт особенно критикует сенатора по социальным вопросам Кансель Кизилтепе (СДПГ): "При нынешнем сенаторе по социальным вопросам процесс зашел в тупик".
На территории городской миссии Юрген стоит в комнате, где хранится одежда. Юргену 59 лет, он хозяин семи стиральных машин с именами святых. Это высокий, худощавый мужчина, который любит громко посмеяться. Возможно, потому что жизнь людей здесь настолько тяжела. Он говорит: "Работа с людьми удивительно приятна, во всяком случае, она оказалась лучше, чем мы опасались, когда здесь только начинали".
Он говорит, что о его "клиентах" существует много стереотипов. "Но они приходят к нам доброжелательно и уходят с широкой улыбкой, когда получают обратно сумки с чистой одеждой". Раньше он работал в приюте для бездомных в заброшенном отеле. Теперь он не может продолжать разговор. Кете закончила; Юрген открывает дверь и складывает свежевыстиранное белье в сушилку.
В кладовой для одежды больше всего нужны чистые футболки и нижнее белье. Эти вещи не так часто приносят в дар. Здесь люди также получают мыло, зубные щетки, бритвы, дезодоранты, тампоны и очки. "Проблема в том, что 80% людей на улице — мужчины, а 20% — женщины, — говорит Барбара Бройер, пресс-секретарь городской миссии. — Но показатели по пожертвованиям точно противоположны". Об этом должны помнить все берлинцы, которые жертвуют одежду. Еще одна просьба: никаких ярких цветов.
"Большинство людей на улице предпочитают сдержанные цвета, потому что не хотят привлекать к себе внимание, — говорит Барбара Бройер. — Они не хотят светиться яркими цветами, как светофор".