Автор Тема: Горький хлеб учёного  (Прочитано 175274 раз)

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #225 : Апрель 17, 2015, 14:23:54 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=cbb799fb-f3e7-4eff-aedb-a269cbacfe80#content

Первой крупной жертвой реформы Российской академии наук стал академик Эрик Галимов.


http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e2a42ad2-dd19-4e1e-b460-83671b20678d#content

Реформа буксует, или Апофеоз бюрократии

Основной результат реформы, который отмечают все, — это многократное увеличение бюрократической нагрузки: из ФАНО в институты постоянно приходит множество бумаг, требующих немедленного ответа; запрашиваемая информация многократно дублируется, смысл запрашиваемых сведений неочевиден. От этого страдает, конечно, в первую очередь администрация институтов, но ведь ее сотрудники, кроме того что занимают административные посты, часто являются и действующими учеными, и им приходится всё больше времени посвящать бессмысленному бумаготворчеству, отрывая его от научной работы. Однако и простые научные сотрудники не остаются в стороне — всё больше времени на планы, отчеты и регламенты приходится тратить и им.

Возрастание бюрократической нагрузки свидетельствует обычно о недостаточной компетентности управленцев. Поскольку они плохо ориентируются в том, чем управляют, то чувствуют себя неуверенно и стремятся компенсировать эту неуверенность, а заодно и обезопасить себя на случай неудач, обильным бумаготворчеством. Видимо, чиновники ФАНО чувствуют себя уверенно в своей профессиональной сфере, управлении имуществом, и неуверенно в управлении наукой, специфику которой представляют плохо. Чего стоит, например, требование планировать для каждого сотрудника на три года вперед не только число статей, но и их точные названия, объем и даже место публикации: требование, которое ФАНО, к счастью, отозвало, вняв доводам здравого смысла.

Другой пример: много обсуждаемая сейчас реструктуризация, а попросту укрупнение институтов, всячески поощряемая ФАНО. Ее причины никак не связаны с наукой: укрупнения проводятся без предварительной научной оценки институтов, без формулирования научных задач. Задачи здесь чисто управленческие: трудно управлять почти тысячью организаций, и кажется, что уменьшение их числа за счет укрупнения облегчит задачу. В то же время опыт показывает, что для многих научных исследований, хотя, конечно, не для всех, эффективнее оказываются как раз небольшие специализированные институты.

Выход из нынешней ситуации, на мой взгляд, напрашивается: каждый должен заниматься тем, что он лучше умеет. ФАНО должно оставить за собой управление имуществом, а управление наукой вернуть Академии, у которой это получается лучше.


http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=1e4513d2-3930-4183-90c7-a850e4b2081e#content

Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец выгнала с совещания директора Института философии РАН Абдусалама Гусейнова. При этом само совещание непосредственно касалось судьбы Института, которому предстоит выселение из занимаемого здания.


http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/14146/

Вне логики. Министерские инициативы озадачили ученых.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #226 : Апрель 17, 2015, 14:24:12 »
http://fano.crowdexpert.ru/structurisation

Проект плана реструктуризации научных организаций

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #227 : Апрель 18, 2015, 18:46:39 »
По части "реформы" астрономических институтов, то есть слухи, что будут сливать вместе САО, КрАО, ИНАСАН (с Терсколом) и ГАО. По графику астрономы попали в третью очередь, до нас доберутся осень в таком случае. Но это пока лишь слухи (про вариант, сроки уже установлены).

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #228 : Апрель 18, 2015, 18:47:47 »
К слову о реструктуризации - к нашему московскому институту прикладной математики присоединяют институт из Пущино - тоже математический, но связанный с биологией. В любом идиотизме можно пытаться найти позитив - будем к Володе Самодурову в гости ездить  :)
Угу. Я в курсе. И , кстати, я в ИМПБ на четверть ставки. Так что мы теперь коллеги - напрямую. Во всем надо искать позитив, да.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #229 : Апрель 18, 2015, 20:14:12 »
Ну, в кучу слухов - все оставшиеся 8 из 9 (!) биологических институтов в Пущино собираются слить в один (один, ИМПБ - институт математических проблем биологии - только что присоединился к им. Келдыша, как выше Игорь сказал уже).
Про нашу радиоастрономическую обсерваторию в Пущино - пока ничего не понятно. ФИАН свой филиал в Самаре собирается передать в местный аэрокосмический университет. Судя по всему, взят курс на избавление от филиалов. Мы - тоже филиал... Впрочем, и с самим-то ФИАНом все совершенно туманно (ходят самые разные слухи, некоторые весьма странно-неприятные). А это, на минуточку:  самый титулованный институт у нас - 7 нобелевок из 21 на всю страну!

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #230 : Апрель 18, 2015, 21:01:56 »
Из САО РАН

Я слышал, что цель всего этого реформирования -- сократить количество институтов в структуре ФАНО с нынешних 1000 с небольшим до, примерно, 250. В любом случае это приведет к сокращению: юр. лиц (филиалы их лишатся), штата сотрудников.  Нам уже месяц как пришла разнарядка на сокращение расходов. По первым оценкам, готовится сокращение до 10% сотрудников. У нас это около 40 человек. В общем, ничего хорошего.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #231 : Апрель 19, 2015, 04:34:08 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=cf25f22b-49d2-4d4f-a001-a9d373f6e032#content

Выключить форсаж. Нужна ли спешка при реформе?

...

Вы сказали, что рабочая группа искала ответ на вопрос, зачем затеяны структурные преобразования. Каковы итоги этих дискуссий?

­ На большинство наших вопросов у ФАНО ответов нет. Понятно, что структуру любой организации необходимо постоянно оптимизировать: раз и навсегда ее сформировать невозможно. Но как именно? Чем предложенная схема лучше других? Мировой опыт очень разнообразен. Китай, демонстрирующий быстрый рост научно­технологической сферы, позаимствовал механизм управления фундаментальной наукой у СССР: там институты работают в системе Академии наук, как было у нас до выхода закона о реорганизации РАН. Во Франции есть Парижская академия и Национальный центр научных исследований (CNRS), координирующий работу сети научных организаций. В американской, или англо­саксонской, модели нет институтов в нашем понимании (там они представляют собой центры научных коммуникаций), зато есть Национальные лаборатории ­ крупные исследовательские структуры.

Наша новая модель координации исследований, судя по выпускаемым ФАНО документам, будет строиться по образцу немецкой. Национальные исследовательские институты, видимо, калька с Общества научных исследований им. Макса Планка, занимающегося проведением фундаментальных исследований мирового уровня. Федеральные исследовательские центры соответствуют структурам Объединения немецких научно­исследовательских центров им. Гельм­гольца, которые ведут работы на уникальном научном оборудовании, в том числе класса мегасайнс. Федеральные научные центры создаются по образцу Общества им. Фраунгофера, организации которого выполняют поисковые и прикладные изыскания.

В какие структуры объединят социогуманитарные институты, пока не ясно. Ни один из них не задействован в пилотных проектах, да и в потенциальных участниках они не значатся.

Не понятно, что будет с региональными научными центрами. ФАНО стремится объединить все входящие в каждый из них институты в одно юридическое лицо. В ряде регионов агентство заметно продвинулось по этому пути. Кстати, это путь назад: многие наши центры начинались с комплексных институтов. После вхождения в академию РАМН и РАСХН вернуться к прежней схеме будет нелегко: у медиков и аграриев особая специфика. Стоит ли сливать столь разные организации в одну структуру?

Неудивительно, что на местах не все согласны с таким подходом. Сотрудники Института прикладной математики и автоматизации Кабардино­­Балкарского научного центра борются за сохранение самостоятельности. И я их понимаю. Сформировавшийся коллектив с признанными научными школами нецелесообразно растворять среди других направлений.

....

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #232 : Апрель 22, 2015, 11:58:19 »
https://news.mail.ru/incident/21802929/?frommail=1

Обвиненный в госизмене российский ученый арестован

Саровский городской суд Нижегородской области арестовал бывшего научного сотрудника Российского федерального ядерного центра Владимира Голубева.

Как сообщил адвокат ученого Евгений Губин, Голубев арестован на два месяца за нарушение подписки о невыезде и «надлежащем поведении».

Адвокат также подчеркнул, что решение суд вынес в час ночи.

Специалист по взрывчатым веществам Владимир Голубев в 2013 году подготовил научный доклад для конференции в Чехии. Публикация этих материалов привела к тому, что летом 2014 года против него было возбуждено уголовное дело по статье «разглашение государственной тайны».

По версии защиты обвиняемого, никакой гостайны ученый не разглашал. Сам Голубев заявил, что данные его доклада ранее уже публиковались в научных изданиях.

Тем не менее, в 2013 году Голубев был уволен из РФЯЦ, где работал с 1975 года, и сейчас находится на пенсии. Позже в квартире Голубева прошли обыски, была изъята компьютерная техника и жесткие диски.

В феврале 2014 года Голубев подал в Нижегородский районный суд жалобу на действия следователя, который, по его мнению, незаконно взял с него подписку о неразглашении данных предварительного следствия. В апреле с ученого была снята подписка о неразглашении.

Статья 283 УК РФ, «Разглашение государственной тайны» предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае тяжких последствий по неосторожности — до 7 лет.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #233 : Апрель 25, 2015, 00:39:16 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=92c49e00-6878-41ec-a2c5-de2d0e723051#content

Великое объединение от ФАНО

В Москве состоялось заседание бюро Научно-координационного совета при Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО) России. Члены бюро НКС и участники заседания обсудили принципы структуризации научной сети ФАНО России, роль и задачи региональных научных центров, а также вопросы развития междисциплинарных исследований. Как отметил руководитель ФАНО Михаил Котюков, план структуризации организаций, подведомственных ФАНО России, состоит из двух частей. Первая часть описывает план интеграционных мероприятий по тем институтам, которые самостоятельно выразили заинтересованность в объединении с другими организациями. Вторая часть документа определяет предложения по плану структуризации на основе оценки результативности деятельности научных организаций и принципов единых подходов к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций в целях развития междисциплинарных исследований.

Судя по имеющейся информации, на заседании основной акцент был сделан на обсуждении роли и задачи региональных научных центров. По мнению директора Института океанологии РАН академика Роберта Нигматулина, проработавшего 13 лет председателем Уфимского научного центра РАН, региональные представительства крайне важны не только в научных и научно-организационных целях, но и как культурные скрепы политического единства страны. В особенности это касается центров, расположенных в республиках Российской Федерации.

В рамках дискуссии директор Института проблем информатики РАН академик Игорь Соколов предложил вообще отказаться от термина «региональные научные центры», поскольку они финансируются из федерального бюджета и зачастую решают задачи федерального уровня. Михаил Котюков отметил, что ФАНО ранее провело функциональную классификацию научных центров: «Сейчас необходимо определить цели и задачи централизации по каждому региону присутствия».

На данный момент представители отделений Российской академии наук предложили 20 интеграционных проектов. Объединение институтов, которые самостоятельно выразили заинтересованность в кооперации с другими организациями, будет реализовано в 2015 году – это пилотные проекты. В начале апреля участники рабочей группы, включающей представителей РАН и ФАНО, согласовали вторую очередь интеграционных проектов, которые ранее были рассмотрены на заседаниях РАН. Очень скоро приступят к реорганизации еще 20 научных институтов. В ближайшее время проект плана будет внесен в повестку заседания Президиума РАН.

По информации официальных пресс-релизов ФАНО

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #234 : Апрель 25, 2015, 00:45:34 »
http://www.regnum.ru/news/polit/1918137.html#ixzz3Y72VZY5Y

ФАНО хочет вернуть Российскую Академию наук на 300 лет назад

«Революционный» план реструктуризации РАН предложило Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) — переформатировать Академию по так называемому немецкому образцу. Когда-то на заре научного знания в России в Академии наук господствовали ученые-немцы. Первому русскому академику Михайле Ломоносову больших усилий стоило побороть засилье иностранцев в науке. Теперь, как отмечают в РАН, нам предлагают вернуться к истории 300-летней давности.

Конечно, немецкая наука уже не та, что в 18 веке. В Германии ее представляет Общество научных исследований имени Макса Планка (MPG) — сеть научных организаций из 80 институтов и научно-исследовательских подразделений. Основные направления работы Общества — естественные, социальные и психологические науки. Есть и другие научные структуры, концентрирующиеся на определенных разработках. При этом централизованной организации, подобной Российской Академии наук или другим АН мира там нет. ФАНО предложило создать новые для России типы научных организаций: национально-исследовательские институты (аналоги Общества Макса Планка); федеральные исследовательские центры (что-то типа немецкого Общества Гельмгольца, имеющие отношение к тому, что называется megascience, то есть обладающие уникальными установками и работающими по федеральным научным программам); федеральные научные центры, занимающиеся созданием инновационных продуктов и технологий; высшие школы общественного или гуманитарного знания (на базе институтов гуманитарного профиля).

«Конечно, мы понимаем, — отметил академик РАН Валерий Козлов, курирующий в совместной с ФАНО Рабочей группе вопросы реструктуризации, — что организация науки в нашей стране базировалась на опыте и участии в свое время ученых из Германии. Но с того времени утекло много воды, прошло 300 лет. Принципы организации науки в Германии несколько другие. Например, есть одна принципиальная вещь — там в финансировании науки участвуют земли, а у нас регионы не имеют возможности поддерживать фундаментальные исследования».

Весьма критически настроен в отношении предложения РАН о копировании немецкой модели и директор Физического института имени П.Н.Лебедева, академик РАН Геннадий Месяц. Он задается вопросом: «кто доказал, что четыре этих подразделения — это лучше для российской науки?»… «Предлагает это человек, — отмечает ученый, — который там работает.Собственно, даже не работает, а имеет деньги от государства — 200 миллионов евро, чтобы построить синхротронный источник, который в России делают лучше. Но понравились 4 этих подразделения. Когда мы стали знакомиться с этим, то узнали, что финансирование в Германии идет на региональном уровне. Земли платят до 80%. Наши „земли“ могут столько дать? Поэтому слепо копировать что-то — это слишком безответственно и пагубно для науки». Уже сейчас, по словам академика Месяца, на заседании с заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец звучали данные Института оценки науки о том, что в 2014 году публикаций стало на 10-15% меньше, чем в 2013, «то есть мы потихоньку скатываемся вниз». Академик Месяц призвал обратить внимание на Китай, где наука построена по принципам РАН. «Китайская академия находится на совершенно выдающемся месте. По данным Группы при Nature, оценивающей состояние фундаментальной науки, она занимает 3-е место из 500! Наша Академия занимает 24 или 25 место. Мне кажется, что нужно внимательно подходить к тому, что было. А если все эти преобразования будут идти такими же темпами, какими пытались сделать 253 Закон, мы просто погубим нашу науку». Академик предлагает «притормозить» и поразмыслить, взвесить, так сказать, все «за и против». Есть и еще одно обстоятельство: сокращение бюджета Академии. На одного ученого примерно в пять раз меньше выделяется средств у нас, чем за рубежом. «Это самый главный показатель — сколько тратится на ученого, — подчеркнул Геннадий Месяц, — у нас очень маленький показатель. Если мы будем расширяться и еще что-то создавать, то мы просто потеряем все».

Мнение ученых таково — необходимо поэтапное осуществление реструктуризации, с отработкой на пилотных проектах и анализом их эффективности. «В Совете Федерации 29 марта 2015 года, — отметил Валерий Козлов, — этот пункт тоже фигурирует — надо действовать поэтапно и отрабатывать всё на пилотных проектах».

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #235 : Апрель 27, 2015, 23:32:38 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0d06445d-4436-4de9-b4b8-fb89acb6369c#content

Обращение Центрального совета Профсоюза работников РАН к работникам научных организаций

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В середине апреля на сайт regulation.gov.ru выставлен для общественного обсуждения проект Приказа МОН РФ «Методические  рекомендации по распределению субсидий, предоставляемых Федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности».

Из данного документа следует, что будет осуществлен переход к конкурсному распределению бюджетного финансирования как между институтами, так и внутри институтов.  Определение направлений и тематик исследований будет находиться под существенным влиянием чиновников. При этом предлагаемая система оплаты труда приведет к резкому дифференцированию заработной платы научных работников и объемов финансирования научных учреждений. Условия трудовых договоров будут пересмотрены. Без выделения дополнительных финансовых средств, предлагаемые МОН РФ Методические рекомендации приведут к массовым сокращениям работников, по меньшей мере, в 3 раза и к закрытию научных учреждений, скорее всего, с последующим  отчуждением их имущества.

Центральный совет профсоюза на заседании 22 апреля принял резолюцию, посвященную рассмотрению данного проекта и его последствий. 

Профсоюз работников РАН считает, что двадцатипятилетний период целенаправленного уничтожения академической науки подходит к завершающему этапу.

Призываем вас не оставаться безучастными к судьбе российской науки и государства!!! Только решительный протест и массовые акции способны отвести новую смертельную угрозу!!!

Текст проекта Приказа МОН РФ в Приложении

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #236 : Апрель 27, 2015, 23:35:36 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a8fb0e62-b560-4166-86bd-33a44da4dc05#content

Отзыв ПР РАН на проект ведомственного приказа «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности»

Центральный совет ПР РАН рассмотрел представленный на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности» (далее -Методические рекомендации). Сразу следует отметить, что данный проект является очень сырым и непроработанным, а принятие предложенной концепции Методических рекомендаций за основу приведет к крайне тяжелым последствиям для российской науки.

Ниже будем рассматривать как недостатки проекта в целом, так и проблемы, которые возникнут при принятии Методических рекомендаций в текущем виде в академическом секторе науке (в подведомственных ФАНО организациям).

Разработанный МОН проект Методических рекомендаций предусматривает кардинальное изменение принципов формирования государственного задания в сфере научной (научно-технической) деятельности. Согласно проекту Методических рекомендаций (пункт 3), государственное задание формируется на конкурсной основе. Субсидия на выполнение государственного задания для бюджетного учреждения, в общем случае, состоит из трех частей:

    а) средств на решение учреждениями задач, значимых для развития
    государства и общества, посредством выполнения научных (научно-технических)
    проектов гражданского назначения по инициативным и предложенных учредителем
    (директивным) тематикам;

    б) средств на адресную поддержку научных работников, достигших высоких
    научных (научно-технических) результатов (ведущих исследователей);

    в) средств на обеспечение функционирования научной и (или) научно-
    технической инфраструктуры учреждений.

Проект методических рекомендаций устанавливает, что «объем финансового обеспечения ведущих исследователей должен составлять не менее 15% от общего объема субсидии, а научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам — не менее 60%». Приложение № 3 регламентирует нормативы оплаты труда научных сотрудников и инженерно-технического персонала, выполняющего работы по поддержанным в рамках государственного задания научным (научно-техническим) проектам. Нормативный размер оплаты труда исполнителей проекта формируется в соответствии с формулой вида KiR + LiW, где R — средний месячный размер оплаты труда в Российской Федерации, W — средний месячный размер оплаты труда в регионе, где расположено учреждение, Кi и Li — повышающие     коэффициенты     (интервалы     значений)     для     различных профессиональных квалификационных групп научно-технических, научных работников и руководителей структурных подразделений. Данные нормативы значительно превышают существующий размер средней заработной платы научного сотрудника, а для оплаты труда ведущих исследователей предусмотрены отдельные нормативы - не ниже 4-кратного размера средней заработной платы в соответствующем регионе.

Центральный совет ПР РАН оценил объема средств, необходимых для финансирования государственного задания при заданных проектом Методических рекомендаций параметров, исходя из нынешней численности исследователей, работающих в подведомственных ФАНО учреждениях: на эти цели потребуется 200-250 млрд рублей в год. При этом после корректировки Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов общий объем финансирования государственного задания подведомственных ФАНО организаций должен составить 61,3 млрд рублей, а общий бюджет ФАНО - 83,5 млрд рублей. С учетом того, что в ближайшие годы не запланировано значительного увеличения бюджета ФАНО, введение предлагаемого проектом Методических рекомендаций порядка формирования государственного задания приведет к сокращению числа научных сотрудников в подведомственных ФАНО организациях в 3-4 раза или «скрытому» сокращению - к переводу сотрудников на работу по неполной занятости - что немногим лучше, поскольку дискредитирует Указ Президента РФ № 597 от 07 мая 2012 года.

Центральный совет ПР РАН считает абсолютно неприемлемыми столь масштабные массовые сокращения. Они приведут к обвальному падению интегральной продуктивности российской науки, срыву выполнения Государственной программы развития науки и технологий, многих других принятых документов стратегического характера (Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и т.д.). Станет совершенно недостижимо достижение ключевых показателей (рост доли публикаций российских ученых в общемировом массиве публикаций в индексируемых в базе данных Web of Science научных журналах и др.). А, главное, вместо восстановления и развития продуктивной научной среды произойдет дальнейшая фрагментация этой среды, разрыв связей между работающими научными группами, обусловленный ликвидацией значительной части таких групп; потеря задела во многих научных направлениях. Появления небольшого числа дорогостоящих «потемкинских деревень» ни в коей мере не компенсирует колоссального урона, нанесенного остальной науке.

Наконец, массовые сокращения напрямую противоречит утвержденным документам, таким, как План мероприятий ФАНО России «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в учреждениях, подведомственных ФАНО России», предусматривающим сохранение численности научных сотрудников подведомственных ФАНО организаций на уровне 2013 года.

Помимо массового сокращения числа научных сотрудников вступление в действие рассматриваемых Методических рекомендаций приведет к кардинальному изменению порядка комплектования штата научных организаций. Положенные в основу методических рекомендаций принципы формирования заявок на проведение инициативных проектов от имени научных групп (структурных подразделений) и закрепления в трудовых договорах ведущих научных сотрудников индивидуальных обязательств не имеют правовых оснований в системе трудовых отношений Российской Федерации. Они противоречат базовым принципам трудового права об индивидуальном характере заключения трудовых договоров и единстве квалификационных требований для категорий сотрудников. В случае их интеграции в систему оплаты труда при определении сумм обязательных выплат они могут быть оспорены в суде и привести к возникновению задолженностей научных организаций перед работниками. Практически все сохранившиеся «штатные» (осуществляющие работу в рамках выполнения государственного задания) научные сотрудники бюджетных учреждений (характер трудового договора - временный или постоянный - для ведущих исследователей не вполне ясен), будут выполнять работу на основе срочных трудовых договоров (договоров, заключенных на срок выполнения работ по выигранной в рамках конкурсов тематике). Необходимым следствием этого является прекращение если не всех, то подавляющего большинства трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, как минимум, для всех научных сотрудников, чьи проекты не были поддержаны на конкурсной основе. Трудовой кодекс РФ не дает оснований для принятия такого решения в случае, если не происходит реорганизации и ликвидации организации, если сотрудник не допускал нарушений трудовой дисциплины и успешно проходил аттестацию. Кроме того, подзаконным актом работники фактически лишаются гарантированного Трудовым кодексом Российской федерации права заключать договора на неопределенный срок (глава 52.1 Трудового кодекса РФ, «Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей»).

Из вышесказанного видна полная непроработанность проекта Методических рекомендаций с точки зрения трудового законодательства. Занявшая несколько лет работа по совершенствованию трудового законодательства в части особенностей регулирования труда научных работников авторами проекта приказа не принимается во внимание.

Кроме того необходимо отметить что в соответствии со статьей 336.1 Трудового кодекса РФ МОН разработало в начале 2015 года приказы «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу и порядка проведения такого конкурса» и «Об утверждении порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников», определяющие правила проведения конкурсов и аттестации. Проект Методических указаний предусматривает, что большинство исследователей получат финансирование в рамках отобранных на конкурсной основе проектов структурных научных подразделений учреждений (проектов по инициативной тематике). Поскольку речь идет о конкурсах структурных подразделений, каждый проект должен содержать, в том числе список исполнителей (пункт 6 Приложения № 2 гласит, что конкурсный отбор заявок производится на основе, в том числе, оценки потенциала коллектива лаборатории и результативности его научной деятельности). По завершении конкурса с исполнителями необходимо будет заключить срочные трудовые договоры на выполнение работ по тематике поддержанных проектов.

Однако разработанный МОН порядок проведения конкурсов на замещение должностей научных сотрудников и руководителей структурных подразделений предусматривает четкий порядок проведения таких конкурсов. Организация должна сформировать конкурсную комиссию и разместить в единой информационной системе по адресу «ученые-исследователи.рф» и на своем официальном сайте информацию о сроках проведения конкурса на каждую из должностей научных сотрудников, предусмотренную в поддержанных проектах, о требованиях к претенденту на замещение должности научного работника в организации, а также описание условий труда. Заявки на конкурс могут подавать сотрудники любых организаций и граждане, удовлетворяющие заявленным требованиям.

Таким образом, возникает непреодолимая коллизия. Проект получает поддержку, исходя из оценки, в том числе, заявленного персонального состава исполнителей (включая сочетание навыков и опыта работы исполнителей). Однако реальный персональный состав исполнителей проекта будет определяться по результатам других конкурсов, и сформированный таким образом коллектив исполнителей может не обладать сочетанием опыта работы и навыков, требуемых для выполнения проекта, поскольку решение принимается не по коллективу в целом, а по каждой должности отдельно.

Применение дифференцированных по субъектам федерации значений повышающих коэффициентов для определения повышенного размера оплаты труда (таблица 2 Приложение 1) приводит к прямому нарушению принципа равной оплаты за равный труд. Вызывает удивление использование в данной таблице номенклатуры квалификационных групп не совпадающей с номенклатурой, заданной в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2008 г. N 305н, на который ссылаются авторы проекта.

Отдельно необходимо сказать о ведущих исследователях, в приоритетной поддержке которых вроде бы заинтересовано МОН. Статус ведущего исследователя вызывает много вопросов.

Непонятно как ведущий сотрудник будет выполнять свой «индивидуальный» план, имеет ли он право привлекать к его реализации других сотрудников. С одной стороны, казалось бы логичным, чтобы ведущий исследователь мог быть организатором научных работ, мог руководить структурными подразделениями, оговариваются (Приложение 4, пункт 1.4) требования по подготовке кадров высшей квалификации. С другой, хотя в Методических рекомендациях в явном виде не прописан запрет на подачу ведущим исследователем на подачи заявки по инициативной тематике, подчеркиваемая индивидуальность плана выполнения работ свидетельствует скорее о том, что ведущий исследователь является обособленной единицей, а структурными подразделениями управляют руководители поддержанных заявок структурных подразделений.

Поскольку ведущий исследователь получает финансирование на выполнение государственного задания, подразумевающий полную занятость, не ясно, каким образом индивидуальный план выполнения работ на 5 лет, может быть дополнением к трудовому договору. Фактически должна происходить замена трудового договора на неопределенный срок на срочный трудовой договор, которую предлагается проводить в формате заключения дополнения к действующему трудовому договору (если таковой имелся).

Вызывает вопросы и декларируемая возможность перехода ведущего исследователя в другое учреждение с переносом финансирования. Не ясно, что авторы проекта Методических рекомендаций подразумевает под обстоятельствами, не позволяющими ведущему исследователю продолжать работу в учреждении. Не рассматривается вопрос о том, в каком объеме перераспределяются средства на обеспечение работы ведущего исследователя в случае перехода в другой регион (а при переезде на работу, например, из Иваново в Москву нормативные затраты на оплату труда ведущего исследователя возрастают в несколько раз).

Наконец, в проекте Методических рекомендаций отсутствует информация о финансирования административно-управленческого и вспомогательного персонала. Остается совершенно не ясным, планируется ли выделять учреждениям отдельную субсидию на финансирование работы этих сотрудников или предполагается, что они будут финансироваться за счет предусмотренных в сметах проектов разного типа общехозяйственных расходов.

Необходимо указать на несбалансированность правил распределения субсидии. Как было отмечено выше, пункт 7 проекта Методических рекомендаций устанавливает, что «объем финансового обеспечения ведущих исследователей должен составлять не менее 15% от общего объема субсидии, а научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам — не менее 60%». Такие жесткие нормативы могут привести к неразрешимым коллизиям. Распределение как средств на обеспечение деятельности ведущих исследователей, так и проектов по инициативной тематике происходит на конкурсной основе. Соответственно, нет гарантий, что организация на конкурсной основе получит средства на поддержку работы хотя бы одного ведущего исследователя. Каким образом в этом случае будет выполняться нормативное требование об обеспечение деятельности ведущих исследователей? Существует и значительно менее вероятный, но, в принципе, возможный вариант, когда в результате проведения внешних и внутренних конкурсов субсидия института формируется, например, в следующих пропорциях: 30 % - обеспечение деятельности ведущих исследователей, 50 % - обеспечение работ по инициативной тематике, 20 % - обеспечение функционирования научной инфраструктуры. Хотя такая структура расходов в рамках субсидии свидетельствовала бы о высоком уровне научных работ в организации, но она не согласуется с заданными нормативами.

Отдельно следует сказать об организации конкурсов. В посвященных проведению конкурсов приложениях № 2 и № 4 отсутствуют критически важные положения о конкурсных регламентах, правилах отбора экспертов, предотвращении конфликта интересов, корректном использовании наукометрических показателей и пр. Не рассматривается вопрос о финансовом обеспечении работы конкурсных комиссий и проведения экспертизы. Данные вопросы должны быть четко проработаны на уровне методических рекомендаций МОН, поскольку аппарат министерств и ведомств, учредителей научных организаций, не обязательно имеет необходимую для решения этих вопросов квалификацию и уровень компетенции.

Проведение конкурсов без тщательной проработки этих вопросов повлечет за собой как принятие случайных решений, так и массовое лоббирование и даже коррупцию.

В соответствии с проектом директивные тематики устанавливаются учредителем, однако ни принципы, ни порядок этого не описаны. В случае подведомственных ФАНО учреждений вызывает сомнение компетентность учредителя в вопросе задания директивной тематики, поскольку основным направлением деятельности ФАНО является управление имуществом и регулированием финансовых потоков, а вопрос о научном планировании остается пока в ведении РАН. Кроме того, учредитель должен обеспечить расходы на реализацию научных проектов по директивным и (или) инициативным тематикам, при этом не определены границы объемов финансирования директивных тематик.

Непроработанным являются и предложения по определению для учреждений объема бюджетных ассигнований, направляемого учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса. Приведенными в приложении №3 формулами невозможно пользоваться без разъяснений и корректировки. В частности, выбран узкий набор параметров, совершенно недостаточный для полноценного учета даже важных
направлений деятельности научных учреждений. Показатель, зависящий от доли стоимостного объема научно-исследовательских работ, имеет излишне комплексный характер и нуждается в разбивке и уточнении по видам расходов, на возмещение которых были потрачены вырученные средства. В методических указаниях ничего не сказано о принципах, на основе которых задаются нормировочные коэффициенты, определяющие в расчетных формулах значимость показателей.

Приведенный выше - далеко не исчерпывающий - список недостатков и противоречий свидетельствует о крайней степени непроработанности рассматриваемого проекта Методических рекомендаций. Попытка формировать государственное задание для научных организаций на основе подобных методических рекомендаций приведет к катастрофическим последствиям. С учетом этого, Центральный совет ПР РАН считает, данный проект ведомственного приказа не может быть взят даже за основу для дальнейшей доработки. Он должен быть снят с рассмотрения, а новый проект подобного документа должен быть подготовлен на качественно ином научно-методическом уровне.

Председатель Профсоюза РАН В.П.Калинушкин

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #237 : Апрель 27, 2015, 23:44:49 »
http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/14333/

Американское с немецким. По каким образцам реформируют РАН.

Подошло время отчетов о выполнении поручений главы государства, сделанных по итогам декабрьского заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию (СНО). На заседании Президиума Российской академии наук рассмотрено состояние дел с теми заданиями, в выполнении которых принимала участие РАН.

Вице-президент РАН Сергей Алдошин рассказал о том, как идет формирование единых подходов к объединению интеллектуальных ресурсов и инфраструктуры научных организаций в целях развития междисциплинарных исследований. РАН ведет эту работу совместно с Минобрнауки и президиумом СНО. Найдены решения, позволяющие генерировать и реализовывать интеграционные проекты на основе взаимодействия Академии наук как эксперта и координационных советов программ фундаментальных и поисковых исследований. Сергей Михайлович в общих чертах изложил механизм совместной работы и пообещал в ближайшее время представить регламентирующий ее документ. Было решено обсудить его на следующем заседании президиума.

По словам академика Алдошина, в завершающей стадии находится и выполнение поручения, связанного с проведением РАН мониторинга и оценки результатов деятельности научных организаций независимо от их подведомственности. Академия подписала соглашение с Минобрнауки о том, как будет организован доступ экспертов к базам данных министерства. По словам Сергея Михайловича, академии предстоит анализировать около 10 тысяч отчетов в год. Чтобы грамотно выстроить эту работу, РАН предложила утвердить официальный порядок регистрации научных результатов. Академия наук добивается, чтобы выставленные ею баллы являлись основой для оценки результативности деятельности учреждений науки, которую будут проводить органы исполнительной власти.

Заместитель президента РАН Владимир Иванов проинформировал членов президиума о том, как академия участвует в выполнении поручения главы государства о внесении в Программу фундаментальных научных исследований (ПФНИ) РФ “изменений, направленных на обеспечение деятельности научных организаций, подведомственных ФАНО”. РАН решила не ограничиваться отдельными правками и разработала свой вариант ПФНИ, который был направлен в органы власти. Собственную версию программы сформировало и Министерство образования и науки. Оба документа и отзывы на них научной общественности размещены на сайте РАН. Ясно, что согласительных процедур не избежать.

Доклад по самому больному для ученых вопросу, касающемуся плана реструктуризации подведомственных ФАНО научных организаций, представил вице-президент РАН Валерий Козлов. Он изложил содержание этого документа, который опубликован на сайте fano.crowdexpert.ru, специально созданном для общественного обсуждения важных для научных организаций проблем. Академик Козлов сообщил, что у Комиссии Президиума РАН по совершенствованию академической сети много замечаний к подготовленному ФАНО плану. Поскольку они носят концептуальный характер, комиссия считает, что этот проект не может быть одобрен, и предлагает вести реструктуризацию поэтапно, отрабатывая модели объединения на пилотных проектах. По мнению комиссии, структурным преобразованиям должна предшествовать оценка эффективности работы организаций.

Все выступавшие поддержали эту точку зрения. Всплеск эмоций вызвало сообщение о том, что, согласно предложенной ФАНО концепции реструктуризации, академическую сеть планируется перестраивать по немецкому образцу.

- Минобрнауки реформирует нас по американской схеме, ФАНО - по немецкой, но никто из них не посчитал нужным проанализировать, сколько и каких научных центров необходимо стране, - заявил вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения академии Александр Асеев. - Академия наук могла бы ответить на этот вопрос, но нас не спрашивают. У них уже все решено. Мы чувствуем, как они гонят лошадей.
Александр Леонидович предложил для начала довести до логического завершения пилотные проекты. “Без этого двигаться дальше не просто бессмысленно, но смертельно опасно”, - отметил он.

- Мы должны быть абсолютно уверены, что реструктуризация приведет к изменению количества и качества научного продукта, - поддержал коллегу академик Михаил Угрюмов. - Однако пока я не слышал ни одного веского аргумента в пользу этой реформы.
По словам академика, чиновники, как музыканты из басни Крылова, в первую очередь думают о том, “как сесть”, то есть как назвать институт и в какую группу его определить, а начинать надо с постановки важных для общества задач. Только после этого имеет смысл искать организационные формы, которые лучше всего обеспечат решение заявленных проблем.

- Эти решения должны учитывать специфику отрасли: не может быть универсальной структуры, подходящей для ядерной физики, сельского хозяйства и медицины, - подчеркнул М.Угрюмов. - В США, Франции, Германии сейчас создаются центры исследования мозга по типу Кремниевой долины. Но там никто не предлагает выстроить всю науку по такому образцу.

Председательствовавший на заседании вице-президент РАН Валерий Костюк заметил, что, если Академия наук не готова согласиться с докладом ФАНО по реструктуризации, она должна подготовить свой вариант этого документа.

В ходе выступлений прозвучало немало вопросов к посетившему Президиум РАН руководителю ФАНО Михаилу Котюкову. Ответив на них, глава агентства высказался по затронутым на встрече проблемам. Кроме того, он акцентировал внимание коллег на том, что сроки выполнения поручений должны быть соблюдены, и попросил в ближайшее время завершить обсуждение и представить в органы власти официальную позицию РАН.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #238 : Апрель 28, 2015, 20:32:09 »
Интервью про положение российских ученых в мире по сяким наукометрическим показателям

http://www.gazeta.ru/science/2015/04/27_a_6638965.shtml

«Чтобы сохранить уровень науки, нужно не идти, а бежать»

Что происходит с российской наукой, как догнать лидеров в области науки, почему важно знать английский и сотрудничать с иностранными коллегами, «Газете.Ru» рассказал Олег Уткин — глава подразделения IP & Science в России и СНГ компании Thomson Reuters.

Игорь

  • Администратор
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 57229
Re: Горький хлеб учёного
« Ответ #239 : Апрель 28, 2015, 20:32:55 »
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=78ea5073-cc2b-455a-9c90-c52c4f2b2e92#content

Минобрнауки предлагают разделить

«Россия проиграла информационную войну по ситуации с Украиной, мы оправдываемся, а нужна наступательная позиция», - заявил Заслуженный деятель науки РФ г.н.с. ИПИ РАН Константин Колин, выступая на 16-й Международной научной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии».

В условиях экономических санкций необходимо сосредоточиться на решении внутренних проблем, считает профессор. Прежде всего, по его словам, требуется создать систему управления научно-технологическим развитием страны.

«Министерство образования пусть занимается своими делами, а наукой и технологиями - другая структура. Должен быть создан высший комитет при Президенте страны, научный совет, должна быть система, в которую входят НИИ и университеты, чтобы на практике за фундаментальные исследования отвечало академическое сообщество, прикладными - ведало другое», - убежден Заслуженный деятель науки.

Озабочен он и проблемой интеллектуальной безопасности страны: специалисты продолжают уезжать за рубеж, научно-экспертное сообщество ослаблено.

«Академия наук сейчас - это клуб по интересам. Остро стоит проблема компетентности руководителей, преемственности науки», - заявил Колин.

Профессор заметил, что государство выделяет немалые средства для развития военно-промышленного и оборонного комплекса, и поэтому главной задачей сейчас должна быть подготовка высококвалифицированных специалистов и передача опыта.


http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=213a12bc-3026-4ec8-9798-a860d4b5bdfb#content

Почему блестящая российская наука всегда позади: мнение американского специалиста

Специалист из Массачусетского технологического университета Лорен Грэхэм в течение нескольких лет исследовал проблемы российской науки.

Ученого интересовал ответ на вопрос, как страна, где сделано много значимых научных открытий, не выпускает никакой значимой технологической продукции. Например, русские изобрели лазер, первыми сделали важнейшие разработки в области вычислительных устройств, электронных вычислительных машин, подчеркивает ученый, но сложно представить конкурентоспособные ноутбуки «made in Russia», как и мобильные телефоны, и полноэкранные телевизоры, продолжает он. И приводит в сравнение такие прогрессирующие страны, как Китай, Индия и Бразилия, продукцией которых пользуется весь мир.

Западный историк науки считает, что наша страна просто не умеет получать выгоду из своих изобретений. Удивительная нация, подарившая всей планете за последние несколько столетий огромное количество открытий в самых разных областях, не превращает свои идеи в коммерческий продукт, сетует западный историк науки.

«Русские думают, что успех - в самих технологиях. И упорно продолжают над ними трудиться. Они думают, что, придумав уникальные разработки, моментально добьются успеха. Однако на практике выходит совершенно другим образом. В обществе, к сожалению, отсутствуют политические, экономические и правовые условия, которые могут обеспечить коммерческий успех технологий. При этом власти считают успешных предпринимателей, способных заработать на своих идеях состояние, конкурентами», - считает специалист из Массачусетского технологического университета.

В итоге, продолжает Лорен Грэхэм, разработчики получают славу, как ученые, но не могут заработать себе имя, как предприниматели в области технологий, а их идеи не оказывают существенного влияния на экономику.

Для того чтобы российская наука заявила о себе, в государстве должны обратить внимание на эти проблемы и повернуться лицом к интеллектуальным, а не только к добывающим отраслям, считает специалист одного из самых престижных учебных заведений в мире.